Чета Пиночетов
- 1 year ago
- 0
- 0
Скуола Гранде ди Сан-Рокко ( итал. La Scuola Grande di San Rocco — Большая скуола Святого Роха) — основана в 1478 году братством Сан-Рокко ( Святого Роха ) и принадлежит к одной из шести венецианских больших скуол (благотворительных организаций мирян при монашеских братствах). Расположена в рионе (районе) Сан-Поло , на площади Кампо-Сан-Рокко .
Братство Сан-Рокко ( Святого Роха ) было зарегистрировано Советом Десяти Венецианской республики 20 ноября 1478 года с целью оказания благотворительной помощи больным и страждущим. В 1480 году учреждение было названо «Scuola Grande». Нуждаясь в пространстве для строительства здания, благотворители заключили соглашение с братьями-францисканцами (frari), которое позволяло братству Сан-Рокко бесплатно иметь в наличии землю, входившую в состав монастырского кладбища, расположенную вблизи францисканской церкви Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари . В 1489 году Скуола начала строительство собственной церкви, посвящённой Святому Роху, которая была освящена в 1508 году. Святого Роха почитали как избавителя от чумы и многих болезней. Когда в 1485 году эпидемия чумы коснулась города, венецианцы (как ранее похитили мощи Святого Марка), также похитили останки святого Роха из города Монпелье на юге Франции и тайно перенесли сначала в маленькую «скуолетту», а затем в новую Скуолу Сан-Рокко .
К 1515 году Братство насчитывало более пятисот членов и для него потребовалось большое здание. Строительство здания началось в 1517 году . 11 января 1517 года проект был поручен Пьетро Бону (ранее его приписывали Бартоломео Бону Младшему ) , которому, однако, пришлось приспосабливаться к проекту, уже сформированному руководителями Скуолы. Однако 3 июня 1524 года его сменил Санте Ломбардо , которого, в свою очередь, в 1527 году заменил Антонио дель Аббонди (известный как Скарпаньино ), который и завершил строительство как внутри, включая лестницу на второй этаж, так и снаружи. Последним строителем с 1558 по 9 сентября 1560 года был Джанджакомо деи Гриджи .
Скуола расположена на одноимённой площади, возле церкви Сан-Рокко и сохранила черты работы обоих зодчих. Первый этаж с характерными двойными венецианскими окнами типичен для Бона , второй, такими же окнами и с фронтонами, — для Скарпаньино . Строительство велось в основном на пожертвования венецианцев. В наше время мощи Св. Роха находятся в церкви Сан-Рокко , стоящей напротив скуолы. Братство Сан-Рокко существует до настоящего времени и продолжает заниматься благотворительностью.
Здание состоит из двух этажей. Первый этаж, или «Зал Террена» (Sala Terrena), «нижний, мирской» зал, состоит из трёх нефов . Из «земного помещения» по «судейской» лестнице (scala a tribunale), прерываемой площадкой, перекрытой куполом, можно попасть на главный, второй этаж (Sala Superiore) с деревянным алтарём — место встречи братьев и торжественных мероприятий. Отсюда можно было попасть в интимный, камерный «Зал Альберго» (Sala dell’Albergo — Зал приюта), где собирались члены казначейства и дзонты — выборного управления братством .
В 1564 году был объявлен конкурс на оформление интерьеров скуолы с участием Паоло Веронезе , Андреа Скьявоне , Франческо Сальвиати , Тинторетто и Таддео Цуккаро . Поскольку во влажном климате Венеции художники избегали писать фрески предполагалось украсить интерьеры здания картинами на холсте в богатых резных деревянных рамах.
Якопо Тинторетто , который с 1548 года, после Тициана , был официальным живописцем Венецианской республики, обошёл конкурентов, представив вместо наброска готовую картину «Святой Рох во Славе». Эта картина сейчас находится на потолке в Зале Альберго. После этого в течение двадцати трёх лет Тинторетто продолжал писать картины для Скуолы Сан-Рокко. Только для Зала Альберго Тинторетто написал двадцать семь картин маслом и темперой на холсте. В 1576—1581 годах он создал двадцать пять плафонов и настенных полотен второго этажа и в 1582—1587 годах — восемь картин нижнего зала, украшенного в 1587 году алтарём со статуей работы Джироламо Кампанья . В 1588 году была написана картина алтарной ниши, а по сторонам от неё установлены две статуи, выполненные Кампаньей. Сам же алтарь был возведён в Зале Супериоре годом ранее.
Однако главными остаются шедевры Тинторетто. Картины Тинторетто составляют цикл историй из жизни Девы Марии и Христа. Они представляют собой выдающиеся творения зрелого периода творчества художника и производят ошеломляющее впечатление экспрессией, свободой рисунка, магией цвета. Многие историки искусства считают эти произведения лучшими из того, что сделал этот выдающийся мастер за всю свою жизнь и лучшими из произведений живописи всей венецианской школы .
Зал Альберго украшают самые значительные картины — «Христос перед Пилатом», «Несение креста» — и невероятная даже по меркам венецианского мышления панорама «Распятие» (536 ×1224 см). «Никогда еще в истории венецианского искусства сквозь красочность , эффектные ракурсы фигур, пятна света и тени не проявлялась с такой мощью искренность религиозного чувства. Здесь красота соединяется с трагедией» . . Американский писатель Генри Джеймс отмечал: «Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать».
Между 1741 и 1743 годами резчик Джованни Марчиори создал двадцать четыре деревянных барельефа, изображающих жизнь Святого Роха. Работы украшают весь периметр пресвитерия, в частности, они покрывают двери шкафов восемнадцатого века, в которых когда-то хранились книги и документы скуолы. На втором этаже здания, в помещении, построенном Джорджо Фоссати в 1773 году, размещается Сокровищница (Sala del Tesoro). Комнаты Сокровищницы оборудованы большими шкафами, в которых хранятся предметы, предназначенные для религиозного поклонения. Сокровищница была открыта для публики в 1899 году . Во второй половине ХVII века скульптор Франческо Пьянта Младший создал двенадцать резных кариатид из дерева вдоль стен Верхнего зала и поместил среди фигур добродушный шарж на Тинторетто .
Хронология оформления:
Картины зала — полностью работа Тинторетто . В центре на потолке — «Святой Рох во Славе». Центральную работу окружают картины, символизирующие пять остальных больших венецианских скуол , аллегорические изображения четырёх времен года, человеческих достоинств и добродетелей.
Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно «Распятие», о которой Генри Джеймс сказал: «в ней есть всё, включая самую совершенную красоту». Тело Христа поднято, а безучастность воинов контрастирует со скорбящей группой, в центре которой — теряющая сознание Дева Мария . На картине есть автопортрет Тинторетто с палитрой и кистями. Слева от входа расположен «Христос перед Пилатом» (1566—1567), справа — «Восхождение на Голгофу», тоже подлинные шедевры Тинторетто .
У входа в зал — картина Тициана «Благовещение» и приписываемая Джорджоне (многие считают её автором Тициана ) картина «Христос, несущий свой крест».
Рядом с залом Альберго — большая коллекция уникальной керамики.
Потолок
1 — Св. Рох во славе
2 — Весна
3 — Аллегория скуолы Сан-Марко
4 — Аллегория скуолы Санта-Мария делла Мизерикордия
5 — Аллегория скуолы Сан-Джовани Эванджелиста
6 — Лето
7 — Вера
8 — Аллегория скуолы Сан-Теодоро
9 — Доброта
10 — Осень
11 — Фигура женщины
12 — Счастье
13 — Фигура женщины
14 — Зима
15 — Щедрость
16 — Аллегория скуолы Санта-Мария делла Карита
17 — Надежда
Стены
18 — Распятие
19 — Пророк
20 — Восхождение на Голгофу
21 — Се Человек
22 — Христос перед Пилатом
Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и , изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками. Над стенами и потолком, оформленными картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке — 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета . Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы — облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин — работы .
По стенам — 12 картин с библейскими сюжетами. В зале есть две работы Джана Баттисты Тьеполо : «Гостеприимство Авраама» и «Покинутая Агарь». Алтарь верхнего зала работы Бернардино (1528), деревянные панно на дверцах алтаря . Резные фигуры и кариатиды работы , среди них есть шарж на Тинторетто . В Сокровищнице Братства хранятся древние статуты в деревянных переплётах, священные сосуды и церковная утварь.
Потолок
1 — Моисей, высекающий воду из скалы
2 — Медный змий
3 — Манна небесная
4 — Спасение Моисея (
)
5 — Грехопадение Адама и Евы
6 — Три отрока в пещи огненной
7 — Явление Бога Моисею
8 — Источник взывающего (
)
9 — Видение Иезекиля
10 — Видение Иеремии (
)
11 — Умножение пророком Елисем хлебных начатков
12 — Авраам и Мельхиседек (
)
13 — Пасха
14 — Спасение Даниила (
)
15 — Ангел приноси пищу пророку Илие
16 — Илия на огненной колеснице (
)
17 — Лестница Иакова
18 — Самуил и Саул (
)
19 — Огненный столб
20 — Иона, выходящий из чрева кита
Стены
22 — Св. Рох
23 — Св. Себастьян
24 — Рождество Христово
25 — Крещение Христа
26 — Воскресение Христово
27 — Моление о чаше
28 — Тайная вечеря
29 — Явление Св. Роха
30 — Умножение хлебов и рыб
31 — Воскрешение Лазаря
32 — Вознесение
33 — Купальня Вифезда
34 — Искушение Христа
Заключительный цикл из восьми картин повествует о Деве Марии и детстве Иисуса Христа . Цикл открывается «Благовещением», на котором Мария изображена крестьянской девушкой с грубыми руками и крепкой фигурой. Завершает цикл картина «Ассунта» (Вознесение Девы), изображающая Деву Марию в сиянии света. Алтарь украшен статуей Святого Роха работы Джироламо Кампанья (начало XVI века ).
1 — Благовещение
2 — Поклонение волхвов
3 — Бегство в Египет
4 — Избиение младенцев
5 — Дева Мария, читающая книгу
6 — Дева Мария в медитации
7 — Обрезание
8 — Успение Богоматери