Interested Article - Даная (картина Тинторетто)

«Даная» ( итал. Danae ) — картина живописца венецианской школы Тинторетто , написанная около 1570 года . С 1811 года находится в Лионском музее изобразительных искусств ( Франция ) .

Сюжет

По легенде, чтобы помешать оракулу, предсказавшему, что он будет убит своим внуком, Акрисий , царь Аргосский , держал свою дочь Данаю взаперти на вершине медной башни, за окнами, закрытыми толстыми решётками. Однако Зевсу , царю богов, удалось просочиться в чертогу в виде золотого дождя и соблазнить прекрасную Данаю. От их союза родился герой Персей , знаменитый победитель Горгоны Медузы , который в конце концев исполнил пророчество, случайно убив своего деда Акрисия .

Описание

Эпизод с золотым дождём был популярным в эпоху Возрождения , поскольку эта сцена давала художникам возможность изобразить обнажённую женщину, как и другие мифологические эпизоды с обнажённой Венерой . В Венеции, городе Тинторетто и европейской столице удовольствий XVI века , художники особенно ценили чувственную и роскошную наготу, подобную этой . Тем не менее, эта тема встречалась относительно редко у Тинторетто по сравнению, например, с Тицианом , чьи Венеры, такая как « Венера Урбинская » или его собственная известная « Даная », созданная в четырёх версиях. Более того, сцена, изображённая Тинторетто, также лишена той поэзии, которой наполнены полотна Тициана .

Тинторетто изобразил Данаю в виде жадной проститутки, которая заставляет свою служанку собирать все золотые монеты, упавшие с неба . Образ служанки, собирающей монеты, даже если он был вдохновлён Тицианом, который изобразил служанку в трёх из четырёх своих «Данай», занимает в композиции Тинторетто более важное место: она находится на переднем плане и, в отличие от картин Тициана, где служанка представлена ​​некрасивой старухой, здесь она — прелестная молодая женщина. Монеты, лежащие вокруг лона молодой женщины, действительно означают, что она только что забеременела от царя Олимпа и что, следовательно, картина изображает эпизод, описанный Овидием в его « Метаморфозах » .

Композиция произведения, в которой преобладают диагональные линии, образованные телами двух женщин и складками драпировок, со своей стороны характерна для искусства Тинторетто, точно так же, как мерцание красок, быстрое прикосновение и пластичность персонажей, с вытянутыми формами.

История

«Даная» была написана Тинторетто около 1570 года. Первоначальный заказчик картины так и не был установлен, хотя дальнейшая история картины хорошо известна, от её отъезда из Венеции после её создания и до того, как она оказалась в Лионе , поскольку полотно входило в престижные коллекции.

Некоторыми критиками была выдвинута гипотеза, усматривающая в этой картине празднование встречи в 1574 году короля Франции Генриха III со знаменитой венецианской куртизанкой и поэтессой Вероникой Франко . Это предполагает, что художник наделил будущую мать Персея чертами прекрасной венецианки. Действительно, в 1574 году Тинторетто написал картину, посвящённую встрече Генриха III с Вероникой Франко, но ничто не указывает с уверенностью на то, что это именно «Даная». Как бы то ни было, из Венеции «Даная» в какой-то момент попала во Францию, так какизвестно, что в 1624 году полотно было куплено в Париже Джорджем Вильерсом , 1-м герцогом Бекингемским . Его преемник продал картину в Антверпене в 1649 году императору Фердинанду III Габсбургскому , купившео её через своего брата, эрцгерцога Леопольда-Вильгельма , губернатора испанских Нидерландов и крупного коллекционера. Оказавшись в коллекции императора, «Даная» экспонировалась в Пражском Граде до 1718 года, когда предположительно была перенесена в Императорскую галерею дворца Бельведер в Вене . В 1809 году картина была захвачена и отправлена ​​во Францию ​​наполеоновскими войсками . В 1811 году картина была распределена государством в Лионский музей изобразительных искусств .

Примечания

  1. . Art History Land (5 июля 2020). Дата обращения: 13 сентября 2020. 9 октября 2020 года.
  2. Collectif, Guide, musée des Beaux-Arts de Lyon , Réunion des musées nationaux et du Grand Palais des Champs-Élysées, 2002, P. .
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Sous la direction de Jean Habert et Vincent Delieuvin, Titien, Tintoret, Véronèse… Rivalités à Venise , Hazan - Les Éditions du Musée du Louvre, 2009.
Источник —

Same as Даная (картина Тинторетто)