Interested Article - Фельтен, Иоганн (актёр)

Иоганн Фельтен ( нем. Johannes Velten ; 27 декабря 1640 , Галле-на-Заале 1692 , вероятно, в Гамбурге ) — немецкий актёр и театральный деятель .

Биография

В 1658 году поступил в Виттенбергский университет , в 1660 году продолжил учёбу на богословском факультете в Лейпцигском университете , где 24 февраля 1661 года получил учёную степень магистра философии. Также стал кандидатом богословия.

Был единственным руководителем ( [принципал — по терминологии XVII века) театральной труппы, имевшим в то время высшее образование . Участвовал в студенческих спектаклях.

По окончании университета присоединился к бродячей актёрской труппе Карла Андреаса Паульсена, с которой странствовал по Германии, выступая в Нюрнберге , Данциге , Гейдельберге , Вормсе . После смерти Паульсена возглавил труппу, которая под его руководством стала лучшей труппой в Германии XVII века и получила наименование «Знаменитая банда». Самого его прозвали «лейпцигский магистр».

Ещё при жизни Паульсена, кроме импровизированных фарсов и грубых трагедий («Главные государственные действа»), ставились переделки трагедий Д. Лоэнштейна , комедий Мольера Скупой », « Проделки Скапена »).

Фельтен — реформатор сцены, создатель театрального направления «Haut und Staatsaktionen»

Фельтен реформировал репертуар труппы, сделал основой его литературную драму. Он стремился заменить фарсы и комедии положений пьесами , воссоздающими жизненно убедительные характеры. Наряду с интермедиями и пьесами из репертуара парижского театра « Комеди Итальенн », Фельтен переводил и ставил произведения Мольера Скупой », «Мизантроп», « Лекарь поневоле »), комедии А. Грифиуса («Господин Петер Сквенц»), ряд пьес Ф. Бомонта , Дж. Флетчера .

Большое место в репертуаре его труппы занимали трагедии и комедии Шекспира в переделках (« Тит Андроник », « Венецианский купец », « Гамлет », «Ричард III» , « Ромео и Джульетта », « Комедия ошибок »). Фельтен обращался и к испанской драматургии (пьесы Кальдерона ), а также к франц. классицистской драматургии («Сид» Корнеля и др.). Обращение к французской классике было вызвано стремлением реформировать старую манеру игры актёров немецких бродячих трупп, основанную на грубой буффонаде и преувеличенной патетике .

Фельтен учил своих актёров заучивать литературный текст роли, психологически оправдывать чувства и поступки действующих лиц. В его труппе женские роли впервые исполняли актрисы, а не юноши, как это было принято в других странствующих немецких труппах. Среди актрис его труппы выделялась его жена Катерина Элизабет Фельтен (урождённая Паульсен).

В 1685 Фельтен был принят на службу к курфюрсту Саксонскому и его труппа Hochdeutsche Hofcomödianten стала постоянной придворной труппой, получившей в своё распоряжение театральное здание в Дрездене с декорациями, машинерией, театральными костюмами. После смерти курфюрста (1690) Фельтен сохранил право выступать в Саксонии, но не получал содержания и был вынужден снова странствовать со своей труппой. После смерти Фельтена труппу возглавила его жена.

При жизни он и его жена были вовлечены в спор с лютеранской ортодоксией , в ходе которого всем театральным деятелям было отказано в евхаристии и исповеди из-за обвинений в безнравственности и грехе .

Примечания

  1. Johannes Velten // (англ.)
  2. О пьесах и спектаклях «Haut und Staatsaktionen» или как их ещё называли в России, «вольных англо-немецких комедий» позже неоднократно высказывались Лессинг , Шиллер, Гёте , который в своём « Фаусте » называл их бедными мелодрамами с прекрасными моральными сентенциями , которые вкладывают в уста марионеток . Борис Голдовский. Истории драматургии театра кукол. М. 2007

Ссылки

  • (нем.)
Источник —

Same as Фельтен, Иоганн (актёр)