Первый гуманистический манифест
- 1 year ago
- 0
- 0
Второй гуманистический манифест ( англ. Humanist Manifesto II ) — программный документ, подготовленный в 1973 году философом Полом Куртцем и унитарианским священником Эдвином Г. Уилсоном . Отражает позиции сторонников философии гуманизма XX века. Предшественник Третьего гуманистического манифеста (2003).
Второй гуманистический манифест отражал, как указывали его авторы, произошедшие после издания Первого гуманистического манифеста «новые сдвиги и реальности мировой истории: распространение фашизма и его поражение во Второй мировой войне , раскол мира на две противоборствующие системы и создание мирового „социалистического лагеря“, холодная война и гонка вооружений , создание ООН , ускорение научно-технического прогресса , развитие демократического общества и укрепление движения за права человека на Западе на фоне улучшения материального благосостояния и качества жизни населения» .
Авторы указывали на многочисленные опасности, угрожающие человеческому благополучию и даже самому существованию жизни на Земле, к которым они относят угрозу окружающей среде, перенаселённость, деятельность антигуманных учреждений, тоталитарные репрессии, возможность ядерной, биологической и химической катастрофы, распространение иррациональных культов и религиозных учений, проповедующих смирение и изоляцию .
В Манифесте содержался призыв ко всем людям Земли принять «комплекс общих принципов, способных служить основанием для совместных действий, то есть позитивных принципов, соотнесённых с современным состоянием человека», был предложен проект всемирного светского (секулярного) общества, целью которого, по их мнению, должна стать «реализация потенциала каждого человеческого индивида — не избранного меньшинства, но всего человечества» .
В Манифесте была представлена точка зрения сторонников философии современного гуманизма на смысл жизни , гражданские свободы и демократию, отстаивались права человека на самоубийство, аборты, развод, эвтаназию и сексуальную свободу, признавалась возможность различных гуманистических подходов — как атеистического гуманизма (связанного с научным материализмом), так и либерально-религиозного (отрицающего традиционные религии). .
Большая часть предложений, высказанных в документе (такие, например, как противодействие расизму и распространению оружия массового поражения , решительная поддержка прав человека) — не вызывают никаких сомнений. Рекомендации по легализации разводов , контролю над рождаемостью , а также внедрению новых технологий ради улучшения качества жизни также находят широкую поддержку в западном обществе . Уже на практике реализована инициатива создания Международного суда . В то же время манифест также содержит ряд спорных позиций, и в первую очередь — поддержку права на аборт .
Первоначально опубликованный с небольшим количеством подписей, текст документа был затем широко распространён и получил тысячи дополнительных подписей, а на веб-сайте Американской гуманистической ассоциации (АГА) размещён призыв к посетителям сайта ставить под документом всё новые подписи. Специальная оговорка о том, что каждый подписывающий не обязательно должен соглашаться со всеми и каждым тезисом, а может лишь поддерживать общую идею, несомненно, помогло многим преодолеть сомнения и добавить своё имя. Среди прочих, манифест подписали Айзек Азимов , Ганс Юрген Айзенк , Александр Есенин-Вольпин , Артур Данто , Фрэнсис Крик , Гуннар Мюрдаль , Жан-Франсуа Ревель , Аса Филип Рэндольф , Андрей Сахаров , Светозар Стоянович , Энтони Флю , Бетти Фридан , Джулиан Хаксли , Сидни Хук .
Среди часто цитируемых положений манифеста 1973 года можно особо выделить два: «Никакое Божество не спасёт нас, мы должны спасти себя сами» и «Мы ответственны за то, какие мы есть и какими мы станем».
Полный оригинальный текст манифеста, а также список всех подписавших доступны на сайте Американской гуманистической ассоциации .
Краткую информацию об истории создания документов, носящих общее название «Гуманистический манифест», можно найти здесь .