Жених и
невеста
уподоблялись
князю
и
княгине
, сама свадьба — княжескому
пиру
, поэтому и многие
свадебные чины
именовались подобно:
Тысяцкий
— свадебный чин, начальник свадебного
поезда
— как правило,
крёстный
или дядька жениха. Это звание на свадьбе считалось самым важным и предоставлялось или царским родственникам, или первейшим сановникам. В обязанность входило быть неотлучно при женихе, водить его под руку во время переходов из одной палаты в другую
.
Жена тысяцкого — упомянута лишь на свадьбе великого князя
Василия III
. Находилась безотлучно при невесте, чесала ей голову, всюду сопровождала невесту, осыпала хмелем невесту и жениха. На других свадьбах это звание не встречается и её обязанности перешли старшей свахе
.
Посаженый отец — находился за столом в большом месте и как старший по своему званию занимал место отца
новобрачных
. Посаженый отец всегда бывал со стороны жениха и только в 1-й свадьбе царя
Михаила Фёдоровича
был со стороны невесты
.
Посаженая мать — ближайшая родственница. Встречается на свадебных обрядах только с 1-й свадьбы царя
Ивана IV Васильевича Грозного
. Находясь всегда при невесте, она сидела возле неё в большом месте. Впоследствии посаженая мать кормила Государыню в сеннике кашей и осыпала осыпалом (хмелью)
.
Дру́жка
— часто это был не просто весельчак, а способный уберечь свадьбу от порчи
знахарь
. Выбирались с обеих сторон, по два человека от жениха и невесты (дружка старший и дружка младший)
.
Свахи
— чаще всего выступали
крёстные матери
или боярыни, преимущественно жёны дружек и делились на старших и младших. Обязанности свах состояли в том, чтобы быть неотлучно при невесте, вести невесту под руку к чертожному месту, расчёсывать ей голову, сопровождать в поезде, усаживать за стол после
венчания
. На свадьбе царя Ивана IV Васильевича Грозного была ещё пятая сваха, которая держала
кику
.
Выдающий молодую — выдавал новобрачную молодому мужу и относился к числу важных должностей. Этим заведовал или родственник, или посаженный отец. Обряд выдавания происходил в 1-й день брака
.
Вскрывающий молодую — в этом обряде участвовали ближайшие особы при Государе. Назначенный для этого обряда, отправлялся в сопровождении Тысяцкого, боярынь и свах стрелой поднимать покров невесты
.
Поезжане
— в поезжане направлялись:
бояре
и
боярские дети
,
дворяне
с женами,
стольники
. Собранные
окольничим
или
дьяком
по разрядной описи, они дожидались выхода Государя у
Красного крыльца
. При выходе жениха из дворца, одни из них ехали впереди него до церкви, а другие следовали за санями невесты. Поезжан всегда набирали в большом количестве для пышности церемонии
.
Большой боярин — свадебный чин, старший дружка жениха, близкая родня
,
Сидячие бояре — в числе свадебных должностей сидячие бояре находились с обеих сторон и как лица почётные, сидели за столом на особенных местах
.
Сидячие боярыни — назначались только с одной невестиной стороны и сидели также на особенных местах. В первый раз появились на свадьбе короля Арцымагнуса (1573)
.
Конюший
— старинная почётная должность, поручалась первостепенным боярам. Конюший приводил
аргамака
к Красному крыльцу, в сопровождении особенных людей. При выходе Государя из дворца, он передавал ему коня и после следовал за поезжанами до церкви, он также подводил коня и принимал его опять у Красного крыльца. Ночью конюший ездил на Государевом коне вокруг подклети, с обнажённым мечом
.
Ясельничий
— свадебный чин, поручался боярину. Окружённый боярскими детьми, он приезжал в санях к Красному крыльцу. Когда невеста выходила из дворца, то садилась в сани, привезённые ясельничим. После этого он шёл в составе поезда до церкви и, когда невеста выходила у церкви из саней, он садился в сани. Окружающие его стерегли пути между санями и аргамаком, не дозволяя никому переходить путь. После венчания, при выходе новобрачных из церкви, он вставал из саней и шёл за поездом до Красного крыльца. Здесь он садился в порожние сани и ехал прямо к колымажному двору
.
Свечники — в свечники, как правило, назначались стольники или боярские дети. Их обязанность состояла нести за поездом огромные свечи: Государя от 2-х до 3-х
пудов
, а Государыни от 1,5-ра до 2-х пудов. Для них хранились особые платья (одежда) в государевой казне, выдаваемые им только перед венчанием
.
Фонарщики — в фонарщики назначались стольники или боярские дети. Наряженные в парадную, выдаваемую на период проведения церемонии особую одежду, они несли перед поездом огромные фонари на украшенных особых носилках, с зажжёнными свечами
.
Каравайники — в каравайники назначались боярские дети, которые в поезде несли караваи на носилках
.
Мовники — свадебный чин, в который избирались только люди приближённые к Государю. Когда новобрачный мылся в бане, тогда они присутствовали при мытье, мыли и одевали Государя. После бани мовников всегда угощали. Мовники разделялись на разряды: одни мылись с Государем, другие приходили в баню с платьем (одеждой) и поясом, третьи принимали платье у приносящих и передавали новобрачному, четвёртые смотрели за отоплением бани, пятые наблюдали за водой
.
Сидельщик — сидельщик на Государевом месте до приезда новобрачного, составлял важное лицо. Когда невесту приводили в палату, сидельщика сажал дружка невесты, а когда входил в ту же палату Государь, то поднимал его за руку дружка жениха
.
Кроме главных свадебных чинов, имелись ещё иные, меньше рангом и поручались людям низших чинов:
Носильщики — разделялись на несколько категорий: с ковром; с царёвым подножием (3 аршина камки кафтуфер, вдвое свивши, на камку клали соболей, по двадцать соболей на каждое место); с скляницей наполненною вином, причём в церковь приносили вино с скляницею два
ключника
одетых в одежду расшитую золотом и наливали вино в скляницу с отливкою; с скамейкую, которую ставили в церкви у левого столба и покрывали её персидскими золотыми коврами; с зголовьем, которое до выхода Государя в церковь клалось на скамейку
.
Держальщики — разделялись на семь отдельных статей и были преимущественно дьяки. Первой статье вверялось осыпало (хмель); второй — чара; третьей — гребень; четвёртой — три сорока соболей (120 штук); пятой — кика, кокошник; шестой — колпак (выбирались почтенные люди из князей или бояр); седьмой — мисы с ширинками (рушник, полотно)
.
Невесте полагалась
подневестница
, жениху —
подженишник
. Их основная роль — держать венцы над молодыми во время венчания.
Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась
постельница
, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем «стоила» невеста на бранье. Иногда на свадьбу звали
во́пленницу
(«вы́тницу», «подсказуху»), которая
выла
и
причитала
.
В
дореволюционные времена
тщеславность простых людей и
мещанства
выливалась в
приглашения на свадьбу гостя
, по возможности, в высоких
чинах
, чаще всего военного, который фактически являлся званным гостем, без каких бы то ни было особых прав или полномочий, полагавшихся по роду его основной деятельности. Произведения
А. П. Чехова
— рассказ «Свадьба с
генералом
», а потом
знаменитый водевиль «Свадьба»
с тем же сюжетом — закрепили в русском языке понятие «свадебный генерал», человек, приглашённый куда-либо как примечательное и важное лицо без значимого участия в мероприятии, просто для придания значительности происходящему
.
Примечания
↑
В. И. Чернопятов
. Дворянское сословие Тульской губернии. Тула. Тип. Губ. правления. 1899—1916 гг. Т. XII (XXI). Генеалогические материала. 1915 г. стр. 77-79.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Генерал
// Толковый словарь Ожегова
(рус.)
. — 1949—1992.
Словари и энциклопедии на «Академике»