Теоретики архитектуры
- 1 year ago
- 0
- 0
Теория архитектуры — наука о природе и специфике архитектуры и о её общих закономерностях . Теория архитектуры является частью более обширной области гуманитарного знания об архитектуре как особом явлении общественного бытия и форме творческой деятельности, об её генезисе, сущности и общественных функциях. Эта область знания называется архитектуроведением , в которую входит история архитектуры, общая архитектурная теория, теория архитектурной композиции (формообразования), архитектурная критика и публицистика.
С другой стороны, теория архитектуры подобно теории других видов искусства является частью искусствознания или, как иногда формулируют, «всеобщей эстетической теории». Последнее определение неточно, поскольку, архитектура, в отличие от строительной деятельности в общем смысле, является не только утилитарно-конструктивной и эстетической деятельностью, но, прежде всего, «художественно-образной организацией пространства» и среды жизнедеятельности человека . Архитектура в самом общем определении является бифункциональным видом искусства, поскольку произведения архитектуры призваны совмещать две основные функции: утилитарную (или материально-практическую) и художественную (духовно-практическую).
Соответственно формулируется предмет теории архитектуры : изучение архитектуры как художественного творчества , искусства проектировать и строить здания и сооружения в единстве всех функций и практических задач. Специфика предмета архитектурного творчества служит основанием выделения архитектурной теории в отдельную научную дисциплину .
Внешние связи предмета архитектурной композиции . Многообразие предметно-методологических задач и методики проектирования требует включения в теорию архитектуры многих сопредельных научных дисциплин и методов их изучения. Изучением архитектуры занимаются многие науки: философия , история архитектуры , социология , культурология . Каждая из них изучает архитектуру соответственно собственному предмету и специфике гносеологических методов и эвристических приёмов. Соответственно теория архитектуры охватывает различные научные проблемы, связанные с искусством архитектуры: «её социальных и социально-функциональных аспектов, формо-и стилеобразования , семантики , эстетики и художественной образности , а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности архитектурной деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта» .
Влияние мировоззрения эпохи на архитектурную деятельность. Формулирование парадигмы . Осмысление архитектурной деятельности.
Выявление вектора развития архитектуры. Описание и обоснование стилистических направлений. Закономерности возникновения архитектурных стилей.
Взаимосвязь и взаимодействие теории архитектуры и истории архитектуры проявляются, в частности, в том, что при проведении теоретических исследований невозможно обойтись без конкретного исторического материала, без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития архитектуры изучается в рамках истории архитектуры под иным углом зрения и в хронологическом порядке.
В то же время эта взаимосвязь и взаимодействие заключаются в том, что история архитектуры в процессе познания не может зачастую обойтись без выводов и обобщений, сделанных в рамках теории архитектуры.
Семантика — наука о смыслах. Данный раздел теории архитектуры исследует архитектуры и художественные образы архитектуры . Выявляются условия и причины возникновения архитектурного стиля . Определяется чистота стиля.
Семиотика — наука о знаках. Теория архитектуры исследует знаки, которыми пользуется архитектура.
Умберто Эко предлагает пример классификации архитектурных кодов:
1. Синтаксические коды: характерен в этом смысле код, отсылающий к технике строительства.
Архитектурная форма может включать: балки, потолки, перекрытия, консоли, арки, пилястры, бетонные клетки. Здесь нет ни указания на функцию, ни отнесения к денотируемому пространству, действует только структурная логика, создающая условия для последующей пространственной денотации. Точно так в других кодах на уровне второго членения создаются условия для последующего означивания. Так, в музыке частота характеризует звучание, рождая интервалы, носители музыкальных значений.
2. Семантические коды
- а) артикуляция архитектурных элементов
- 1) элементов, означающих первичные функции: крыша, балкон , слуховое окно , купол, лестница, окно…
- 2) элементов, соозначающих вторичные «символические» функции: метопа , фронтон , колонна, тимпан …
- 3) элементов, означающих функциональное назначение и соозначающих «идеологию проживания»: салон, часть жилища, где проводится день, проводится ночь, гостиная, столовая,…
- б) артикуляция по типам сооружений
- 1) социальным: больница, дача, школа, замок, дворец, вокзал…
- 2) пространственным: храм на круглом основании, с основанием в виде греческого креста , «открытый» план, лабиринт …
Естественно, перечень может быть продолжен, можно разработать такие типы, как город-сад , город романской планировки и т. д., или использовать недавние разработки, вдохновленные поэтикой авангарда , который уже создал собственную традицию и стиль.
— Умберто Эко. Отсутствующая структура. Введение в семиологию
Наука, занимающаяся изучением элементов и средств архитектурной композиции, приёмов, принципов и закономерностей её построения, носит название теории архитектурной композиции и составляет часть общей теории архитектуры .
изучает планировочную организацию систем расселения и населённых мест, особенности их формирования, функционирования и развития во взаимосвязи с социально-экономическими и природными условиями .
Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания . Все методы теории архитектуры в зависимости от степени их распространенности можно привести в следующую систему.
Как и всякая наука, теория архитектуры обладает своим понятийно-категориальным аппаратом . Категориями называются основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны действительности или отдельные явления, связи и отношения предметов. Только совокупность всех категорий даёт нам возможность представить предмет в целом, логику его построения, законы его развития .
Чтобы понять, чем действительно является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет — полстолетия… Людвиг Мис ван дер Роэ
Отделов же самой архитектуры три: зодчество ( лат. aedificatio ), гномоника ( лат. gnomonice ) и механика ( лат. machinatio ). Зодчество, в свою очередь, разделяется на два отдела, из которых один — это возведение городских стен и общественных зданий в публичных местах, другой — устройство частных домов.
— Марк Витрувий Поллион . Десять книг об архитектуре. Книга I
Архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitas — прочность , лат. utilitas — польза и лат. venustas — красота
— Марк Витрувий Поллион . Десять книг об архитектуре. Книга I
Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.
— Философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
Архитектура — это упорядочение света.
Пространство, а не камень — материал архитектуры .
Имея дело с прозаическими сторонами жизни, приближаясь к мастеру и конструктору, архитектор неизбежно должен заразиться от них их методом работы … Архитектор почувствует тогда себя не декоратором жизни, а её организатором.
Первая задача архитектуры в эпоху обновления — произвести переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома. Серия основана на анализе и эксперименте.
Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешёвый камень в камень из чистого золота.
Архитектура — это сотворение пространства для жизни человека в атмосфере воодушевления и значимости.
Я верю в то, что архитектура — разумный способ организации пространства. Она должна быть создана так, чтобы конструкция и пространство проявлялись в ней самой. Выбор конструкции должен учитывать организацию света. Структура обслуживающих помещений должна дополнить структуру обслуживаемых. Одна — грубая, брутальная, другая — ажурная, полная света.
— Луис Кан
Архитектура создаёт произведения, которые своей массой, обработкой, формой, тектоникой, цветом, игрой света должны достичь не только требуемой практической цели (если такая есть), но и искусного выражения идейной составляющей. От своего появления архитектура развивалась так же, как экономическо-политическая и культурная среда, к поддержанию и усилению правящего слоя и выделению ведущего класса в нём.
— Bohuslav Syrový
Архитектор организует не только пространство, но и человеческую психику.
Архитектура всякий раз предстаёт перед нами, как пространство, организованное человеком и для человека.
Архитектура исчезает. Я создаю не здание, а пейзаж, среду, открытую для жизни, для общения.
Архитектура как искусство адресована — «счастливому меньшинству», озабоченному выработкой тонких оригинальностей…
Архитектура — это кров с символами на нём. (Архитектура — это кров с декорацией на нём).
Архитектура не является ни технологией, ни инженерией, ни социологией, ни социализмом, ни коммунизмом, ни политикой. Архитектура — это искусство.
Я могу сказать, чем архитектура не является. Это не жильё и не функциональность.
Архитектура имеет очень древнюю историю и обладает глубочайшей памятью. Эта память становится тяжёлым бременем, когда архитектор пытается сказать что-то новое в современном мире.
Некрасов А. И. Теория Архитектуры. — М.: Стройиздат, 1994. — 480 с. ISBN 5-274-01219-1