Венский конгресс
- 1 year ago
- 0
- 0
Венский сецессион ( нем. Wiener Secession / Sezession , от лат. secessio — отделение, уход) — выставочное и творческое объединение молодых австрийских художников, выступивших в эпоху Fin de siècle против рутины академического искусства . Благодаря деятельности художников объединения венский вариант искусства периода модерна также называют Венским сецессионом.
Венский сецессион основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом , Альфредом Роллером , Коломаном Мозером , Йозефом Хоффманом , Йозефом Марией Ольбрихом , Максом Курцвайлем , , Йозефом Мария Аухенталлером , Вильгельмом Листом, Рудольфом Бахером и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на академизм и историзм . Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы . Поводом для создания организации, которая вначале называлась «Объединение художников Австрии», послужил отказ принять работы Густава Климта на академическую выставку в венском Доме художников. Почётным председателем нового объединения был избран Рудольф фон Альт . Вначале группа включала девятнадцать членов, но позднее их количество возросло. К Сецессиону примкнули видные литераторы — Г. фон Гофмансталь , К. Гамсун , Р. Рильке , М. Метерлинк , а также музыканты — А. Шёнберг , А. фон Веберн .
Учреждая новую организацию, художники преследовали две основные задачи: познакомить изолированную венскую публику с новейшими тенденциями зарубежного изобразительного искусства и предоставить сецессионистам «право на художественное творчество». Обе задачи планировалось решать с помощью художественных выставок, для чего в 1898 году на предоставленном городом земельном участке на улице Винцайле ( Wienzeile ) недалеко от площади Карлсплац и рынка Нашмаркт по проекту Йозефа Ольбриха, ученика Отто Вагнера , был возведён похожий на храм выставочный павильон в совершенно новом стиле, который своими кубическими формами резко отличался от роскошных дворцов Рингштрассе . Здание Сецессиона венчал ажурный купол, сверкавший на солнце тысячами золочёных лавровых листьев, символизировавших молодость искусства. Членения здания экономно подчёркнуты лаконичным «вагнерианским» орнаментом. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления сецессионистов. Над входом, золотыми буквами начертан девиз Сецессиона, придуманный венским критиком и историографом движения Людвигом Хевеши : «Der Zeit Ihre Kunst, Der Kunst Ihre Freiheit» (Каждому времени своё искусство, каждому искусству своя свобода). Слева от входа имеется также надпись: « Ver Sacrum » (с лат. — «весна священная») — название альманаха, который издавал Рудольф фон Альт . Революционным было и внутреннее оснащение Дома сецессиона системой передвижных стен, позволявшей создавать неограниченное количество вариантов выставочных интерьеров. Для каждой выставки Венского сецессиона назначалась комиссия, которая отвечала за подготовку в едином стиле каталога и плаката. Чаще всего в комиссии входили многогранно одарённые сецессионисты Йозеф Хоффман, Коло Мозер и Альфред Роллер .
Первая выставка состоялось ещё до переезда в собственный дом в здании венского садоводческого общества. Во времена, когда на художественных выставках стены обычно беспорядочно плотно увешивали картинами, сецессионисты удивляли новым подходом к оформлению выставок. Венская публицистка Берта Цукеркандль писала в этой связи: «Самое первое представление сецессиона в садоводческом обществе ознаменовало полное изменение существующего типа художественных выставок. Обстановка с учётом колоритности картин, принцип размещения немногих картин на умеренной высоте и на достаточном отдалении „настроенных“ друг на друга картин и возможность приспособить изменяемые интерьеры к характеру предлагаемого — это были достижения молодого, богатого идеями и творчески настроенного объединения. Достижения, которые обрели значение далеко за границами малой родины» .
В 1898—1902 годах сецессионисты провели тринадцать выставок, и в оформлении выставочного пространства произошли действительно радикальные перемены. Поначалу чувствовалось влияние бельгийского архитектора Анри ван де Велде . Но главным отличием венских художников от него и других представителей европейского модерна был строгий тектонический элемент, который всё отчётливее проступал в их работах наряду с пластичными изгибами. Их плоскостные композиции всё чаще определялись геометрическим порядком, в котором главную роль занимал квадрат, который придавал организации пространства ясность и наглядность. Явным прорывом в этом направлении стала для Венского сецессиона Всемирная выставка в Париже в и без того очень важном для объединения 1900 году, которая принесла сецессионистам международное признание и соответственно усиление их позиций в Вене. Решающее значение для будущего Венского сецессиона стала VIII выставка, проходившая осенью 1900 года и посвящённа прикладному искусству . На ней помимо произведений отечественных художников были представлены работы Чарльза Роберта Эшби , ван де Велде, Жоржа Минне и группы Макинтоша , но, по словам Берты Цукеркандль, молодые австрийские художники обрели самостоятельность и уже полностью вышли из-под влияния ван де Велде и Эшби. Тем не менее, личные контакты Хоффмана и Макинтоша сыграли существенную роль в основании в 1903 году Венских мастерских .
Внутри небольшого по размеру здания имеется выставочный зал с верхним светом, для которого Густав Климт создал знаменитый « Бетховенский фриз », впервые показанный на XIV выставке «Объединения художников Венского сецессиона», проходившей в 1902 году и посвящённой Людвигу ван Бетховену . В центре зала установлена статуя Бетховена работы Макса Клингера . Из-за необычной архитектуры венцы в шутку называли здание Сецессиона «гробницей», «восточным мавзолеем», «гибридом оранжереи и известковой печи» .
За восемь лет существования (1897—1905) члены Сецессиона провели более двух десятков выставок. Кроме австрийских художников в выставках венского Сецессиона принимали участие А. Галлен-Каллела, П. Пюви де Шаванн, К. Менье, Дж. Уистлер, А. Менцель, М. Либерман, О. Роден, Дж. Сегантини, И. Сулоага, Ф. Ходлер и многие другие. Близок объединению по своей эстетической программе был венский архитектор Адольф Лоос , опубликовавший в 1913 году свою знаменитую статью «Орнамент и преступление» . Благодаря Сецессиону венской публике стали известны французские импрессионисты . До момента распада объединения в 1905 году был выпущен сборник статей Л. Хевеши «Восемь лет Сецессиона» и двенадцать выпусков альманаха « Ver Sacrum ».
Ранние работы художников Сецессиона оставались главным образом в рамках стиля ар нуво , но после Восьмой Венской выставки 1900 года, целиком посвящённой декоративному искусству, творчество группы становится более революционным. На этой выставке были представлены архитектурные проекты Чарльза Ренни Макинтоша , Чарльза Роберта Эшби , Анри Ван де Велде . Построенный Йозефом Хоффманом Пуркерсдорфский санаторий (1904—1906) продемонстрировал геометрический стиль, повторенный в специально разработанном для этого проекта черно-белом кубическом кресле Коломана Мозера. Подобные образцы «сецессионизма» начала XX века приближали приход геометрической абстракции модернизма и архитектуры функционализма .
В 1903 году Хоффман и Мозер основали Венские мастерские ( Wiener Werkstätte ) — производственное сообщество архитекторов, художников, ремесленников, коммерсантов и представителей изобразительного искусства, ставившее целью реформирование художественного ремесла. Венские мастерские считают одним из главных достижений художников Сецессиона. Идейным вдохновителем движения был Отто Вагнер — признанный глава новой венской архитектурной школы. Однако в самом объединении назревал раскол — конфликт между декоративистами, или «стилистами» (определение Л. Хевеши), их лидером был Г. Климт, и «конструктивистами» (Й. Хоффман, К. Мозер). В 1901 году из-за разногласий из объединения вышел Й. Ольбрих, в 1905 году — Г. Климт и К. Мозер. Эту дату считают завершением деятельности организации.
Деятельность венского Сецессиона имела важное значение для формирования европейского функционализма . Она оказала влияние и на искусство стран, входивших до ноября 1918 в состав Австро-Венгрии, в частности, Хорватии , Чехии , Польши , западного региона Украины , и особенно Львова .