Маска (жанр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Маска ( англ. masque, mask ) — английский музыкально-драматургический жанр. Расцвет жанра пришёлся на XVII в.
Каноническая форма английской маски сложилась в творчестве Б. Джонсона (в сотрудничестве со знаменитым сценографом И. Джонсом ). Её основные черты: двухчастная структура — собственно маске предшествовала контрастная по содержанию , в которой выступали отрицательные и гротескные персонажи (ведьмы и т. п.) — и финальный танец актёров со зрителями. К жанру маски обращались известные английские поэты и драматурги Т. Кэри («Небо Британии», 1634), Дж. Мильтон (« Комус » , 1634), поэт и композитор Т. Кэмпион («Маска лорда», 1613). Помимо Кэмпиона музыку к маскам писали А. Феррабоско (итальянец, работавший при елизаветинском дворе), М. Локк , Дж. Блоу и другие.
Стиль вокальных номеров маски эволюционировал от бытовой песни к развитой гомофонной музыке (близкой итальянской « монодии » начала XVII в.). Характерная особенность музыки зрелых масок — танцевальная сюита, в которую входили как медленные («measures», «dump»), так и быстрые ( жига , гальярда и др.) танцевальные пьесы.
Жанр английской маски оказал влияние на формирование английской национальной оперы (опера и семиоперы Г. Пёрселла , «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя ). В XX веке традицию маски продолжил английский композитор Р. Воан-Уильямс , в своих сочинениях «Иов» (по У. Блейку ), «В рождественскую ночь» (по Ч. Диккенсу ), «Свадьба» (по Э. Спенсеру ).