Interested Article - Сент-Эвремон, Шарль де

Шарль Марготель де Сен-Дени, сеньор де Сент-Эвремон ( фр. Charles Margotelle (или de Marguetel) de Saint-Denis, seigneur de Saint-Evremond , 1 апреля 1610 или конец 1613 29 сентября 1703 ) — французский литератор , философ, музыкальный критик . Один из известных либертинов своего времени.

Биография

Родился на рубеже 1613/1614 годов (дата «малого крещения» — 5 января 1614 г.) на полуострове Котантен в Нормандии в дворянской семье Шарля де Сен-Дени и Шарлотты де Рувиль. В отрочестве учился в Клермонском коллеже и коллеже Аркур, в последнем изучал философию и юриспруденцию.

В 1630 году начал военную карьеру, приняв участие в войне за мантуанское наследство . В 1641—1642 гг. стал адъютантом и лейтенантом гвардейцев герцога Энгиенского (будущего принца де Конде) и сблизился с герцогом, однако в 1648 году между ними произошёл разрыв. После этого Сент-Эвремон нашёл нового покровителя в лице Луи де Ногаре и де Фуа, герцога де Кандаль (1627—1658). В 1653 году был посажен в Бастилию, где провёл три месяца. Участвовал в обороне Арраса от испанцев, в 1655—1657 годах воевал во Фландрии. В 1658 году вновь попал в Бастилию за нелицеприятные высказывания о кардинале Мазарини , однако вскоре был выпущен и входил в его свиту при подписании Пиренейского мира . После того, как критическое «Письмо по поводу Пиренейского мира», адресованное одному из друзей суперинтенданта Никола Фуке , в результате ареста последнего попало к королю, был вынужден бежать в Голландию, а затем переселился в Англию .

В 1665 году, после начала англо-голландской войны на пять лет вновь перебрался в Голландию. Затем он вернулся в Англию и прожил там до конца своих дней, больше никогда не побывав на родине. По замечанию историка М. С. Неклюдовой, «Сент-Эвремон превращает изгнание (и, добавим в скобках, старость) в своеобразную жизненную и литературную позицию. Хотя на протяжении многих лет он не терял надежды снова увидеть Францию, у него было четкое ощущение кардинального разрыва между прежним и нынешним существованием» .

В Англии Сент-Эвремон занял заметное положение при дворе короля Карла II, от которого получал пенсию. В 1671 году способствовал возвышению Луизы де Керуаль , ставшей фавориткой короля и проводницей французского влияния в стране. В 1685 году не принял предложенный новым королём Яковом II пост секретаря иностранных дел. Оказывал значительное влияние на английскую культуру, общался с Джоном Драйденом (написавшим эссе «Характер Сент-Эвремона») , Джонатаном Свифтом , Уильямом Конгривом . Был близким другом Гортензии Манчини (герцогини Мазарини) и постоянным посетителем её салона .

Умер в 1703 году, похоронен в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства .

Философские взгляды

Как философ Сент-Эвремон был продолжателем Мишеля де Монтеня , Пьера Гассенди (с которым он был лично знаком), в некоторой степени Бенедикта Спинозы . По мнению Сент-Эвремона, существование абсолютной духовности и бессмертие души средствами разума доказать невозможно, в чём философ не сходился с Декартом . Бытия Бога Сент-Эвремон не оспаривал, однако природу его считал непознаваемой. Наилучшей из религий философ считал христианство, в частности католицизм, хотя и воспринимал его в форме, близкой к деизму . При этом разногласия между различными религиозными течениями Сент-Эвремон полагал несущественными и искусственно раздуваемыми ради власти над обществом. Кроме того, философ отвергал характерный для христианства аскетизм, стремясь наслаждаться жизнью (в чём следовал Эпикуру) и считая важнейшими моральными принципами любовь, милосердие и терпимость .

В полемике о сравнительных достоинствах литературы и искусства античности и современности Сент-Эвремон принял сторону «новых», полагая, что античное искусство основано на более ложных представлениях об окружающем мире и менее здравых нравственных идеях .

Взгляды Сент-Эвремона оказали влияние на деятелей Эпохи Просвещения , самого философа иногда именуют Вольтером XVII века . При этом сам Вольтер относился к творчеству Сент-Эвремона весьма прохладно, оценив лишь «Беседу г-на маршала д’Окенкура с отцом Кане», которую однако приписывал поэту Шарлю де Шарлевалю .

Творчество

Литературное творчество Сент-Эвремона разнообразно: он автор пьес (в том числе комедии «Академики» («Les Académistes»), напечатанной в 1650 году) , философских эссе (в частности, пседодокументальной «Беседы г-на маршала д’Окенкура с отцом Кане»), стихотворений. Значительное место в его наследии занимают письма, среди адресатов которых, например, Лафонтен и Нинон де Ланкло . Также известен как театральный и музыкальный критик.

Почти сразу после смерти Сент-Эвремона его друг Пьер Демезо выпустил многотомное издание «Произведения г-на Сент-Эвремона, сверенные с рукописями автора» («Œuvres meslées de M. de Saint-Evremond, publiées sur les manuscrits de l’auteur»), содержавшее сочинения, вряд ли принадлежавшие его перу . Несмотря на то, что попытки отделить фальшивые тексты от настоящих в дальнейшем предпринимались неоднократно, полного канонического собрания сочинений Сент-Эвремона нет до сих пор .

Библиография

  • La Comedie des Academistes, P., 1643, изд. в 1646 (по Querard’у), в 1650 — по др. источникам (позднее в 1680 переименована в «Les Academiciens»);
  • Les Ouvres meslees de M-r de Saint-evremond, 2 vv., Londres, 1705, 3 vv., Londres, 1709, L’esprit de Saint-evremond, Amsterdam (P.), 1761; Ouvres choisies, P., 1804 (Desessart), 1852 (Hippeau), 1865 (Ch. Giraud), 1909 (со ст. Реми де Гурмона ).

Издания на русском языке

  • Три разговора равноправных человек. СПБ, 1770
  • Ф. де Ларошфуко. Максимы. Ж. де Лабрюйер . Характеры, или Нравы нынешнего века. Ш. де Сен-Дени де Сент-Эвремон. Избранные беседы. Л. де Клапье де Вовенарг . Введение в познание человеческого разума. Размышления и максимы. С.-Р. Н. Шамфор. Максимы и мысли. М.: АСТ, 2004 (Пушкинская библиотека)

Примечания

  1. . Дата обращения: 29 октября 2019. 29 октября 2019 года.
  2. И. В. Ступников. Уильям Конгрив и его комедии // Уильям Конгрив. Комедии. М., «Наука», 1977
  3. . Дата обращения: 30 октября 2019. 9 июля 2021 года.
  4. . Дата обращения: 30 октября 2019. 30 октября 2019 года.
  5. Сент-Эвремон // Т. Г. Хатисова, КЛЭ, М.: Сов. Энцикл., 1962—1978. Т. 8
  6. . Дата обращения: 30 октября 2019. 24 ноября 2020 года.
Источник —

Same as Сент-Эвремон, Шарль де