Interested Article - Речевые жанры

Речевой жанр — относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний или текстов . Речевой жанр является подвидом функционального стиля речи . Он используется в соответствующей сфере и ситуации устного или письменного общения, объединяет речевые произведения (высказывания или тексты), речевые акты по целевым установкам высказывания. Каждому речевому жанру присущи типовые методы построения речи, связанные с определенными ситуациями и предназначенные для передачи конкретного содержания. Признаками речевого жанра являются стилистические и лексические средства языка, отбираемые в рамках соответствующего функционального стиля в соответствии с коммуникативными задачами .

К примеру, один из жанров научного стиля в сфере научного общения — жанр научного доклада , для которого характерны соответствующие жанру синтаксические конструкций, терминология, использование общенаучной лексики и т. д.; другими жанрами научного стиля являются статья, монография, реферат, обзор, и т. п. Одним из жанров разговорного стиля является семейный разговор.

С помощью системы жанров упорядочивается производимый человеком текст в любой сфере и в любой его форме, тем самым упорядочивается общение. Жанр структурирует коммуникативный процесс, создавая «разделяемые» ожидания о форме и содержании общения и таким образом облегчая производство и воспроизводство коммуникации. [ источник не указан 690 дней ]

Понятие «речевой жанр» было предложено М. М. Бахтиным в 1920-е гг. Развитие теории речевых жанров было связано с распространением прагматики . Теория речевых жанров, как развитие идеи Бахтина, стала одним из важных направлений теории дискурса и лингвистики в целом. Она связывается с теориями речевых актов ( Дж. Сёрл и др.) и с концепцией языковых игр ( Л. Витгенштейн ). Речевые жанры становятся объектом новой лингвистической дисциплины — , взаимодействующей с другими направлениями современной коммуникативно-функциональной лингвистики .

Близким к понятию речевых жанров являются понятия коммуникативных стратегий и тактик, рассматриваемых О. С. Иссерс .

Разнообразие речевых жанров чрезвычайно велико, так, в монографии «Теория речевых жанров» выделяет около 250 жанров, указывая, что список не является исчерпывающим .

Концепция речевых жанров М. М. Бахтина

В России начало развитию теории жанров было положено М. М. Бахтиным ; он сформулировал и разработал понятие речевого жанра в 1920-е годы, но его работы большей частью были опубликованы только посмертно, и идея речевого жанра стала распространятся только в конце 1970-х годов, и до середины 80-х оставалась неизвестна для широких кругов лингвистов. .

М. М. Бахтин определил речевые жанры как присущие определенной сфере использования языка «типовые модели построения речевого целого», «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказывания ». Высказывание же, по Бахтину, — это обладающая смысловой завершенностью единица общения, отграниченная в потоке речи с двух сторон сменой речевых субъектов. Индивидуальные реализации каждого жанра, с точки зрения Бахтина, возможны только при единстве говорящего субъекта. По Бахтину, речевой жанр — это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения; он писал, что речевые жанры «имеют нормативное значение, не создаются им, даны ему».

Бахтин утверждал соотнесенность каждого жанра с определенной сферой человеческой деятельности. Он выделял следующие типические элементы для речевых жанров: коммуникативная ситуация, экспрессия (выразительность), экспрессивная интонация, объем (приблизительная длина речевого целого), концепция адресата и нададресата.

Речевые жанры Бахтин делил на первичные (простые) и вторичные (сложные). Он подчеркивал крайнюю степень разнородности речевых жанров: «Функциональная разнородность делает общие черты речевых жанров слишком абстрактными и пустыми».

Речевые жанры, по Бахтину, имеют следующий генезис: первичным является замысел, он определяет тему речевого жанра и выбор жанровой формы; в результате взаимовлияния темы и формы складывается стиль и композиция; наряду с этим существует момент выражения собственных чувств автором высказывания, который также оказывает влияние на стиль и композицию.

Теория речевых жанров М. М. Бахтина легла в основу практически всех сегодняшних классификаций речевых жанров.

Направления в теории речевых жанров

В русистике основные направления исследований и типы классификаций речевых жанров сложились в 1990-е годы. Наиболее заметные школы речеведения в теории речевых жанров — Саратовская школа ( О. Б. Сиротинина и др.) и Новгородская школа ( и др.).

Два наиболее развитые направления в ТРЖ :

  1. Прагматическое изучение РЖ (жанроведение) исходит из диалогической природы РЖ и опирается на работы М. М. Бахтина;
  2. Лингвистическое изучение РЖ (генристика), которая исходит из интенций говорящего, при этом опирается на разработанную методологию и терминологию теории речевых актов. Для такого подхода характерно упрощение речевого жанра.

Классификация речевых жанров

Классификации речевых жанров могут быть разделен на частичные (выделение групп жанров по одному или нескольким основаниям) и тотальные (попытки составить закрытые списки видов речевых жанров, через выделение таких принципов, которые должны раскрыть саму природу явления «речевой жанр»).

По генезису

Бахтин делил речевые жанры на две основные группы :

  1. Первичные (простые) — естественно сложившиеся непосредственно в практике обыденного общения;
  2. Вторичные (сложные) — жанры, возникающие в условиях более сложного и относительно высокоразвитой и организованной коммуникации (например, научной, административно-правовой, религиозной); используются во всех сферах общения; вырабатываются на основе первичных, но подвергаются более сложной нормализации и стандартизации.

По сферам деятельности

Сферы деятельности являются одним из важнейшим критерием классификации речевых жанров .

  1. Научный;
  2. Художественный;
  3. Деловой;
  4. Публицистический;
  5. Разговорный

По коммуникативной цели

По коммуникативной цели (целеустановке) иногда выделяют следующие группы жанров :

  1. Оценочные — изменение самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и другие манифестации с принятой в обществе шкалой ценностей;
  2. Императивные — жанры, цель которых вызвать осуществление/ неосуществление событий, необходимых, желательных или, напротив, нежелательных, опасных для кого-то из участников общения;
  3. Перформативные (этикетные) — осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом данного социума: извинения, благодарности, поздравления, соболезнования и т. д. вплоть до отречения от престола;
  4. Информативные — различные операции с информацией: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение.

Дополнительно могут быть выделены инвективные речевые жанры; их цель — оскорбление, связанное как с оценкой каких-то свойств адресата или третьего лица, так и с целью выключить собеседника из нормального общения .

В целом, по целеустановке жанры делятся на две большие группы: информативные (установки на сообщение информации) или фатические (удовлетворение потребности в общении как таковом) .

По жанрово-коммуникативному аспекту

Разные речевые жанры позволяют разную степень свободы в выборе и использовании языковых средств и в развертывании содержательно-смысловой стороны сообщения :

  1. Тексты, которые строятся в соответствии с облигаторными информативными моделями — напр. кулинарный рецепт, инструкция;
  2. Тексты, содержание которых строится по узуальным информативным моделям (моделям, носящим довольно общий характер) — напр. газетное сообщение о новостях, литературная рецензия;
  3. Тексты нерегламентированные — напр. частная переписка, большинство литературных жанров.

Классификация О. А. Казаковой

  1. Гипержанры;
  2. Жанры;
  3. Субжанры.

Анкета речевого жанра

В русистике наибольшее признание получила модель речевых жанров и их классификация, разработанная .

Она выдвинула концепцию «анкеты речевого жанра», как основу для модели, включающей описание прагматической ситуации и параметры ее специфического языкового воплощения. Анкета речевого жанра Шмелевой включает набор из семи выделенных ею жанрообразующих признаков, в качестве главного признака модели рассматривается коммуникативная цель.

  1. коммуникативная цель, которая дает возможность противопоставить четыре типа речевых жанров (информативные, императивные, этикетные и оценочные);
  2. образ автора;
  3. образ адресата;
  4. образ прошлого, то есть ретроактивная направленность речевого события, характерная для ответа, отказа, согласия, опровержения;
  5. образ будущего как выход на последующий эпизод общения, это приглашение, обещание, прогноз;
  6. диктумное (событийное) содержание (набор актантов, их отношения, временная перспектива и оценка диктумного события);
  7. формальная организация, языковое воплощение речевого жанра.

Примечания

  1. .
  2. Речевой жанр // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Изд-во «ИКАР». Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
  3. Речевой жанр // Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т. В. Жеребило. 2010.
  4. Речевой жанр // Словарь социолингвистических терминов. — М.: Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Под ред. В. Ю. Михальченко. 2006.
  5. , с. 84.
  6. В.Е. Сабитова. Речевые жанры как объект изучения в отечественном языкознании // Казанский вестник молодых учёных. — 2018. — Т. 2, № 4. — С. 46—48.
  7. . Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия // Жанры речи. — 2002. — № 3. — С. 18—40.
  8. , с. 85—86.
  9. , с. 88.
  10. , с. 86.
  11. , с. 86—88.

Литература

  • Речевой жанр // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной . — 2-е. — М. : Флинта, Наука, 2006. — С. 352—354. — 696 с. — ISBN 5-02-002791-X .
монографии
  • А.Г. Антипов. Речевой жанр как особая коммуникативная система // Культура речевого общения. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. — С. 84—138. — 382 с. — ISBN 9785835317271 .
  • . Теория речевых жанров. — М. : Знак, 2010. — 597 с. — ISBN 978-5-9551-0409-6 .
  • , К. Ф. Седов. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: Уч. пособие. — Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1998. — 107с.
  • В. А. Салимовский. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст). — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. — 236 с.
  • И.В. Шерстяных. . — М. : Флинта, 2013. — 547 с. — ISBN 978-5-9765-1618-2 .
  • . Энциклопедия речевых жанров как проект: на пути к воплощению // Нижний Новгород, 1996
статьи
  • Н.Ф. Алефиренко. // . — 2009. — № 2. — С. 53—61.
  • В.М. Алпатов. // . — 2002. — № 3. — С. 92—104.
  • М.М. Бахтин . . — М : Русские словари, 1996. — Т. 5, кн. Собрание Сочинений: Работы 1940-1960 гг. — С. 159—206.
  • А. Вежбицкая . // . — 1997. — № 1. — С. 99—111.
  • . // Вопросы языкознания . — 2015. — № 6. — С. 78—107.
  • М.Н. Кожина . // . — 1999. — № 2. — С. 52—61.
  • Ю.В. Красноперова. // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6.
  • . // . — 1997. — № 1. — С. 66—88.
  • . // Вопросы языкознания . — 1997. — № 5. — С. 102—120.
  • . // . — 1997. — № 1. — С. 88—98.

Ссылки

  • // ЛИНГВИСТИКА
Источник —

Same as Речевые жанры