Interested Article - Пигмеи (мифология)
- 2021-12-23
- 1
Пигме́и ( др.-греч. Πυγμαῖοι ) в греческой мифологии — сказочный народ карликов . « Илиада » (III, 6) кратко упоминает об их битвах с журавлями . Согласно И. В. Шталь , существовала ранняя эпическая поэма «Гераномахия» («битва с журавлями»), приписывавшаяся Гомеру .
Локализуются обычно в Северной Африке ( Ливии ), но также в Индии и во Фракии . В частности, индийских пигмеев упоминают Ктесий и Филострат .
О других мифических карликах см. Керкопы . Существуют значительные параллели между данным рассказом и фольклорными представлениями народов Кавказа о карликах .
Мифы
Миф подробно излагался в эпической поэме , которого излагают Антонин Либерал , Элиан , Афиней и кратко Овидий . Согласно варианту Элиана и Афинея, Герана («журавль», ) была царицей пигмеев, которую они практически обожествляли, и говорила, что красивее всех богинь. Гера разгневалась и превратила её в журавля (по Овидию, это произошло после победы Геры в состязании), и теперь она воюет с пигмеями. От Гераны и Никодаманта родилась сухопутная черепаха.
Несколько иной вариант приводит Антонин Либерал . По его рассказу, девушка из страны пигмеев не почитала Артемиду и Геру. Она вышла замуж за и родила сына Мопса . Все пигмеи принесли ей дары по случаю рождения сына. Гера превратила Эною в журавля и развязала войну между ней и пигмеями. Согласно И. В. Шталь, имя Энои связано с кругом мифов о Дионисе .
Существуют и другие упоминания . Согласно Гесиоду, пигмеи рождены Геей . Пигмеи считаются происшедшими либо от царя Пигмея , либо от Дора , сына Эпафа . Согласно словарю Гесихия , Пигмей — это эпитет Адониса и Аполлона у киприотов .
В более позднем развитии сказание о пигмеях входит в рассказы о Геракле . Когда последний победил ливийского великана Антея , сына земли, и отдыхал после борьбы, пигмеи, жившие, подобно муравьям , в песке, повыползли толпами, в полном вооружении, из своих норок и напали на него. Они хотели отомстить за Антея, так как были, подобно ему, детьми земли. Геракл, проснувшись, забрал их всех в свою львиную шкуру и унёс с собой .
В литературе и искусстве
Аристотель считает их реальным народом . Некоторые исследователи пытались объяснить сказание о пигмеях существованием народов-карликов в тропической Африке , известных уже египтянам .
Греческое искусство, в особенности вазовая живопись, любило изображать комическую войну пигмеев с журавлями. Если на изображениях VI века до н. э. (самое раннее из них — на вазе Франсуа ) пигмеи изображаются хорошо сложенными людьми, хотя и невысокого роста, то к IV веку до н. э. они превращаются в толстых карликов с подчёркнутыми фаллическими признаками .
В сочинении китайского историка VII века Ли Тая « » («Описание всех земель», написано в 638 году ) говорится, что к югу от Дацинь (то есть Римской империи) находится страна карликов, где люди ростом лишь в 3 чи (около 90 см). Когда карлики возделывают поля, на них нападают белые журавли. Тогда люди из страны Дацинь, великаны 10 чжанов (около 31 м) ростом защищают их от журавлей . Каким образом китайцам стал известен сюжет из греческой мифологии, остается неясным.
Толкования
(ср. L. v. Sybel, «Mythologie der Ilias», 1877, и Л. Ф. Воеводский, «Введение в мифологию Одиссеи», Одесса, 1881; последний объясняет сказание о пигмеях с точки зрения солярной теории).
В монографии И. В. Шталь (Эпические предания Древней Греции: Гераномахия. Опыт типологической и жанровой реконструкции. М., Наука. 1989. 304 стр., в примечаниях: Шталь 1989 ) подробно исследуется отражение сюжета о борьбе пигмеев с журавлями в античной литературе и искусстве. Согласно её толкованию, журавли предстают в мифе как выходцы из потустороннего мира, а смысл мифа — в борьбе жизни и смерти, при этом в изобразительном искусстве он оказывается включен в круг дионисийских сюжетов . Позже сюжет представлен на византийском моливдовуле , посвященном святому Вакху .
Примечания
Комментарии
- Сведения о ней есть в словаре Суды .
- Стефан Византийский .
Источники
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.312
- Гомер. Илиада III 3-7
- , с. 265.
- , с. 38—44.
- , с. 74—83.
- , с. 200—224.
- Овидий. Метаморфозы VI 90-92; Элиан. О природе животных XV 29; Афиней. Пир мудрецов IX 393e-f, см. Шталь И. В. Эпические предания Древней Греции. М., 1989. С.66-67
- Антонин Либерал. Метаморфозы 16
- например, Бабрий. Басни I 26 (у Эзопа нет); Овидий. Фасты VI 176; Нонн. Деяния Диониса XIV 333—338
- Гесиод. Перечень женщин, фр. 150 М.-У.
- Схолии к Гомеру. Илиада III 6, см. Шталь 1989, с. 26
- ↑ , с. 226.
- Филострат. Картины II 22
- Аристотель. История животных VIII 76
- , с. 83—98.
- , с. 169—170.
- , с. вклейка между с. 96 и 97.
- Юань Кэ . Мифы Древнего Китая. М., 1987. С.193 и комм. на с.331
- , с. 99—160.
- , с. 184—194.
Литература
- Шталь И. В. Эпические предания Древней Греции: Гераномахия. Опыт типологической и жанровой реконструкции. — М. : Наука, 1989. — 304 с. — 4500 экз.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- (англ.)
- 2021-12-23
- 1