Interested Article - Декорум
![](/images/005/240/5240158/1.jpg?rand=199194)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/c47c0bf6019350b83ed57ee155d843bd.jpg)
- 2020-12-13
- 1
![](/images/005/240/5240158/1.jpg?rand=85749)
Декорум (от лат. decorum — правый, правильный), или приличия — принцип классической риторики , поэзии и теории театра, касающийся соответствия стиля и темы театрального представления. Понятие приличия применяется также к установленным пределам уместного социального поведения в установленных ситуациях.
В риторике и поэзии
В классической риторике и теории поэзии декорум определяет уместность стиля теме. Аристотель (например, в « Поэтике ») и Гораций (в « ») обсуждали важность соответствия стиля эпосу , трагедии , комедии и т. д. Гораций, например, говорит (в переводе М.Дмитриева): «Комик находит трагический стих неприличным предмету; // Ужин Фиеста — равно недостойно рассказывать просто // Разговорным стихом, языком для комедии годным. // Каждой вещи прилично природой ей данное место!»
Эллинистические и латинские риторы делили стиль на высокий, средний и низкий (или обычный); для каждого считались уместными определенный тип словаря и манера речи. такое деления стилей обсуждается в « Риторике для Геренния », приписываемой Цицерону . Ориентируясь на три ступени литературной карьеры Вергилия (« », « Георгики », « Энеида »), античные, средневековые и ренессансные теоретики часто привязывали каждый стиль к определенному жанру : эпос (высокий стиль), (средний стиль) и пастораль (низкий стиль). В Средние Века эта концепция называлась «колесо Вергилия». Пуристы считают смешение стилей внутри одного текста неприличным, и высокий стиль логично был назначен эпосу . Однако отличительной чертой классического эпоса было стилистическое разнообразие (как видно из комических или эротических сцен в эпосах Вергилия и Гомера ). Поэзия, по-видимому, шире любой другой литературной формы пользуется словами или выражениями, не свойственными обычной речи, и часто характеризуется .
С приходом христианства понятие приличия стало включаться в иначе, чем в прежних классических верованиях. Хотя в Средние века религиозные сюжеты часто обогащались грубоватым юмором в «низком» ключе, особенно в средневековой драме , церковь тщательно следила, чтобы в более долговечных формах искусства последовательно применялся «высокий стиль». К эпохе Ренессанса эта смесь возрожденной античной мифологии и христианских сюжетов также рассматривалась с точки зрения декорума из-за возрастающего стремления художников смешивать в искусстве религиозные сюжеты с жанровой живописью или со светскими модными портретами. Католический Тридентский собор особо запретил, среди прочего, «неблагопристойное» в религиозном искусстве.
Понятие приличия, все сильнее ощущаемое, как тормозящее и бессмысленное, были агрессивно атаковано и деконструировано писателями- модернистами , в результате чего читательские ожидания уже больше не основывались на приличии. Вследствие этого юмор ироикомических поэм , литературного бурлеска и даже чувства ложного пафоса , основанный на нарушении приличий, в восприятии читателя двадцатого века притупился.
В театре
В континентальной Европе в эпоху Ренессанса и пост-Ренессанса в театрах декорум оспаривался в связи с уместностью на сцене тех или иных действий или событий. Имитируя классические модели и теоретические работы Аристотеля и Горация (в том числе понятие трех единств ), считалось, что некоторые вещи лучше оставить лишь в повествовании. В « Науке поэзии » Гораций (в дополнение к приведенным выше словам о соответствующей лексике и манере исполнения) советует драматургам соблюдать приличия, избегая изображения сцен, могущих эпатировать публику своей жестокостью или невероятностью: "Однако ж на сцене
// Ты берегись представлять, что от взора должно быть сокрыто // Или, что скоро в рассказе живом сообщит очевидец. // Нет, не должна кровь детей проливать пред народом Медея, // Гнусный Атрей перед всеми варить человеков утробы, // Прокна пред всеми же в птицу, а Кадм в змею превратиться: // Я не поверю тебе, и мне зрелище будет противно".
В Италии эпохи Возрождения декорум оспаривался Спероне Сперони в пьесе « » (изображение инцеста между братом и сестрой) и в пьесе « » (отцеубийство и жестокие сцены мести). В XVII в. во Франции понятие приличия ( les bienséances ) было ключевым компонентом французского классицизма как в театре, так и в литературе (см. ), и в изобразительном искусстве — см. иерархия жанров .
Социальные приличия
Социальные приличия устанавливают уместное социальное поведение и благопристойность и, тем самым, связано с понятиями этикета и манер.
Правила социального приличия, как мы понимаем их под сохранением внешних приличий, были сознательно установлены Лордом Честерфилдом , который искал перевод для les moeurs : «манеры — слишком мало, мораль — слишком много.» Слово «приличия» сохраняется у Честерфилда в сильно редуцированной форме как элемент этикета: предписанные пределы уместного социального поведения в определенной ситуации. Использование этого слова в указанном смысле происходит в XVI в., у , в «Scholemaster » (1570 г.), а потом находят отражение в тираде в « Двенадцатой ночи » (пер. М.Лозинского ): «Государи мои, вы с ума сошли? Или что с вами? Неужели у вас не хватает ума, пристойности и вежества, чтобы не громыхать, как медники, в такой час ночи? … Или у вас нет ни уважения к месту и лицам ни малейшего такта?»
Приличия в зале суда, то есть необходимость при споре держать себя в определенных рамках, остается актуальным и сейчас: приличия в спорах были постоянной темой во время процесса по делу Симпсона .
В модели ООН почетный председатель может объявить: «Приличия!», если делегаты не соблюдают установленные правилами парламентские процедуры. Такое часто случается, если делегат выступает вне очереди, или если делегация мешает проведению конференции.
Примечания
- ↑ Horace.
- Anthony James Boyle.
- See Timothy Reiss.
- Chesterfield, in the World , 12 August 1756, noted by Watson 1947:197.
- Cicero 's use of decorum in discussing virtue in De officiis does not distinguish it from honestum , according to Melvin R. Watson, «Lord Chesterfield and 'Decorum'» Modern Language Notes 62 .3 (March 1947), pp. 197—198.
- Thomas Kranidas, «Malvolio on Decorum» Shakespeare Quarterly 15 .4 (Autumn 1964, pp. 450—451) p 450; see also T. McAlindon, Shakespeare and Decorum (New York) 1973.
- «Decorum of Attorney in Argument: Propriety of Appeals to the Pathetic or Sentimental» Michigan Law Review 2 .1 (June 1903), p. 49.
Ссылки
- первоначальное введение в основные понятия.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/c47c0bf6019350b83ed57ee155d843bd.jpg)
- 2020-12-13
- 1