Interested Article - Сыновняя почтительность

Иллюстрация из трактата Сяо цзин

Сыновняя почтительность сяо (кит. 孝 xiào, яп. こう, кор. 효 хё ) — одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии , важный компонент традиционной восточно-азиатской ментальности . В базовом значении относилось к уважению родителей; в более широком смысле распространялось на всех предков. Поскольку в конфуцианстве государю отводилось место «народного родителя» (民之父母), добродетель сяо затрагивала подавляющую часть социально-политической сферы (из «трёх [социальных] устоев» саньган ( ) сяо напрямую описывало подчинение детей родителям и косвенно — подчинение народа государю. Вне этой модели оставался только принцип подчинения жены мужу). Нарушение норм сяо считалось тягчайшим преступлением.

«Сяо цзин»

Теория сяо была закреплена текстуально в трактате « Сяо цзин » («Канон сыновней почтительности»), приписываемом Конфуцию . В нём излагается беседа между учителем и его любимым учеником, Цзэн-цзы (曾子). Поскольку этот текст отличался внятностью и сравнительной простотой (всего 388 различных иероглифов), начиная с династии Хань он использовался в качестве учебника для чтения в начальном образовании .

Существенно, что сяо не подразумевает механического выполнения всех прихотей старших. Согласно Сяо цзин , сыновняя критика, направленная на исправление отцовских недостатков, является нормой сяо , — также как и министерский протест, направленный государю во спасение страны. Необходимым основанием для подобной критики является справедливость и (義).

Ритуальное и моралистическое использование

Пример сыновнего благочестия

Иероглиф «сяо» широко представлен в надписях на бронзовых сосудах эпохи Чжоу . Как указано в словаре « Шовэнь » , он изображает ребёнка и старого человека; графемы ориентированы вертикально, возможно выражая иерархическое подчинение.

В терминологии Чжоу сяо могло выступать как почетный титул предка, в свою очередь подчеркивая его почтительное отношение к предшественникам. Культ предков был важным элементом в религиозных представлениях китайцев начиная уже с династии Шан . Его соблюдение ритуально выражалось в служении на алтарях клана, которое обеспечивало благосостояние живущих и покой мёртвых; преемственность этого служения символизировала безопасность клана. Нарушение преемственности считалось катастрофой — настолько, что символическое обслуживание алтарей побеждённых кланов иногда сохранялось их соперниками в качестве милости к слабым. Т.о., понятие сяо изначально включало в себя религиозный компонент. (Не только практическое, но и ритуальное почитание старших сохраняется до сих пор. В истории позднеимперского Китая оно стало одной из причин спора в среде католических миссионеров , XVII — нач. XVIII веков , является ли поклонение предкам идолопоклонством ).

С другой стороны, с развитием классической философии сяо переросло в абстрактную категорию и моральный императив . Конфуций и его последователи уклонялись от обсуждения религиозной и метафизической стороны культа предков (связанной с погребением и представлениями о потустороннем мире ). Несмотря на то, что погребальная церемония для усопших родителей составляла неотъемлемую часть нормы сяо , её выполнение рассматривалось прежде всего как наставление живущим. Сыновняя почтельность выражалась в изготовлении гроба из лучшего дерева, приготовлении савана и траурных одежд, церемониальных сосудов, а также в соблюдении поста . Имя усопшего заносилось на специальную табличку, которая помещалась в храме предков и дважды в год (весной и осенью) становилась объектом поклонения. В позднеимперские времена проявлением сяо было также изготовление церемониального портрета родительской пары.

Траектория использования сяо в промежутке от Зап. Чжоу до конца периода Сражающихся царств обнаруживает примечательную тенденцию: в период Чуньцю отмечается резкое снижение в частотности его использования как в традиционных текстах, так и на эпиграфических носителях . Ю. Пинес объясняет этот феномен противоречием между интересами правящих домов и подчинённых им кланов (а также между основной линией клана и её ответвлениями). Это противоречие внятно сформулировал Хань Фэй (ум. 233 до н. э. ): «Почтительный сын своего отца — ненадёжный подданный своего государя». Предполагается, что Конфуций переформулировал понятие сяо , направив его значение от кланового использования к семейному (как отмечает Пинес, « Луньюй » четырежды упоминает просьбы учеников растолковать значение сяо : возможное свидетельство того, что ко времени деятельности Конфуция новая интерпретация этого понятия была необходима). Именно конфуцианское обновление, переведшее сяо на уровень личностных отношений, снова привело это понятие в гармонию с государственной идеологией, которая укрепилась в имперскую эпоху .

Законодательство

В познеимперский период тяжкое нарушение сыновней почтительности (например, убийство родителей) каралось линчи .

См. также

Примечания

  1. Yuri Pines, Foundations of Confucian Thought , 2002:187-8.
  2. Yuri Pines, Foundations of Confucian Thought , 2002:197-9.

Литература

  • Кучера С. Конфуцианский трактат «Сяо цзин» («Каноническая книга о сыновней почтительности»): Гл. 1, 8, 9. (Предисловие, переводы, комментарий) // Восток (Oriens) , 1999. № 6. С. 129—141.
Источник —

Same as Сыновняя почтительность