Игла Клеопатры (Лондон)
- 1 year ago
- 0
- 0
Самоубийство Клеопатры, Смерть Клеопатры — событие древнеримской и египетской истории, популярное в искусстве Нового Времени .
Знаменитая царица Клеопатра покончила с собой в 30 году до н. э., видимо, в середине августа, в городе Александрия , после поражения, нанесенного римлянами её войскам (см. Последняя война Римской республики и Битва при Акциуме ). Ей было 39 лет. По распространенному мнению, она покончила с собой с помощью укуса змеи ,ядовитой египетской кобры. Источниками, рассказывающими об этом событии, являются труды античных историков: Плутарха , Страбона , Диона Кассия .
После битвы при Акциуме 2 сентября 31 г. до н. э. Марк Антоний возвратился в Египет и не предпринимал ничего для продолжения борьбы с Октавианом . Он растрачивал свои силы в попойках и роскошных празднествах и объявил вместе с Клеопатрой о создании «Союза смертников» (synapothanoumenoi), члены которого клялись умереть вместе. В этот союз пришлось вступить их приближённым. «Несомненно, что эта своего рода секта имела мистический характер, в духе эллинистического синкретизма она могла выполнять функцию превращения, словно подготавливая Антония и Клеопатру к переходу в загробный мир, в лоно физической, а не политической смерти» , что было особенно важно, так как во времена своего совместного правления Антоний и Клеопатра презентовали себя как «Афродита и Дионис», божественную пару властителей. Плутарх пишет, что Антоний проиграл, когда Дионис оставил его.
Кроме того, готовясь к смерти, Клеопатра испытывала яды, пытаясь выяснить, какой яд приносит более быструю и безболезненную смерть. Плутарх пишет об этом подробно: «Тем временем Клеопатра собирала всевозможные смертоносные зелья и, желая узнать, насколько безболезненно каждое из них, испытывала на преступниках, содержавшихся под стражей в ожидании казни. Убедившись, что сильные яды приносят смерть в муках, а более слабые не обладают желательной быстротой действия, она принялась за опыты над животными, которых стравливали или же напускали одно на другое в её присутствии. Этим она тоже занималась изо дня в день и, наконец, пришла к выводу, что, пожалуй, лишь укус аспида вызывает схожее с дремотой забытьё и оцепенение, без стонов и судорог: на лице выступает лёгкий пот, чувства притупляются, и человек мало-помалу слабеет, с недовольством отклоняя всякую попытку расшевелить его и поднять, словно бы спящий глубоким сном» .
Весной 30 года до н. э. Октавиан двинулся на Египет. К концу июля войска Октавиана появились под самой Александрией. Последние части, оставшиеся у Антония, одна за другой переходили на сторону победителя. Плутарх пишет, что проигравшая Клеопатра уже начала готовиться к своей смерти. Как только Октавиан взял Пелузий , царица «приказала перенести всё наиболее ценное из царской сокровищницы — золото, серебро, смарагды, жемчуг, чёрное дерево, слоновую кость, корицу — к себе в усыпальницу, это было высокое и великолепное здание, которое она уже давно воздвигла близ храма Исиды. Там же навалили груду пакли и смолистой лучины…».
1 августа стало очевидно поражение, и Клеопатра с доверенными служанками Ирадой и Хармион заперлась в здании собственной гробницы. Антонию передали ложное известие о её самоубийстве и он бросился на свой меч. Вскоре его, умирающего, женщины принесли в гробницу, и 53-летний римлянин умер в тот же день на руках у рыдавшей над ним Клеопатры. По другим сведениям, его принесли в здание мавзолея уже мертвым.
Сама же царица, зажав в руке кинжал, демонстрировала готовность к смерти, однако вступила в переговоры с посланцем Октавиана, позволила ему проникнуть в здание гробницы и обезоружить её. Видимо, Клеопатра ещё сохраняла слабую надежду соблазнить Октавиана или хотя бы договориться с ним, и удержать царство. Октавиан проявил меньше податливости к соблазнению, чем ранее Юлий Цезарь и Антоний.
В этот день Клеопатра угрожала римлянам, что умрет в огне в своем мавзолее, набитом бесчисленными сокровищами. Однако слуги Октавиана забрались в мавзолей, схватили Клеопатру, вырвали из её рук кинжал. Она была переведена обратно в царский дворец, её держали под стражей с почестями, но отобрали все опасные для жизни предметы. Так завершился день 1 августа .
Октавиан дозволил Клеопатре набальзамировать и похоронить возлюбленного; её собственная участь оставалась пока неясной. Она сказалась больной и давала понять, что уморит себя голодом — но угрозы Октавиана расправиться с детьми, которые также оказались в его руках, заставили её принять лечение. «Немногими днями позже Цезарь (Октавиан) и сам навестил Клеопатру, чтобы сколько-нибудь её утешить. Она лежала на постели, подавленная и удручённая, и когда Цезарь появился в дверях, вскочила в одном хитоне и бросилась ему в ноги. Её давно не прибранные волосы висели клочьями, лицо одичало, голос дрожал, глаза потухли». Октавиан напутствовал Клеопатру ободряющими словами и удалился.
«Царица бросилась в ноги Цезарю, пытаясь прельстить взор полководца. Напрасно! Целомудрие для принцепса было выше красоты» ( Луций Анней Флор ).
Очевидно, встретившись наконец с Октавианом лицом к лицу Клеопатра пришла к выводу, что не сможет повторить с ним то же, что ей удалось проделать с Юлием Цезарем и Марком Антонием.
Точный день, когда царица совершила самоубийство, древними авторами не указывается; современные исследователи на основе сопоставления различных данных предполагают, что это случилось 10 или 12 августа. Последние дни Клеопатры подробно описаны Плутархом по имевшимся у него воспоминаниям Олимпа, её врача. Другая полная подробностей версия оставлена Дионом Кассием, обе истории несколько отличаются в деталях.
Корнелий Долабелла, влюбленный в Клеопатру юный римский офицер, сообщил ей, что через три дня её посадят на корабль и отправят в Рим для триумфа Октавиана. Клеопатра велела передать полководцу письмо и заперлась вместе со своими преданными служанками. Октавиан получил письмо, в котором нашёл жалобы и просьбу похоронить её вместе с Антонием, и немедленно послал людей. Посланные нашли Клеопатру мёртвой, в царском уборе, на золотом ложе.
…Когда посланные подбежали ко дворцу и, застав караульных в полном неведении, взломали двери, Клеопатра в царском уборе лежала на золотом ложе мертвой. Одна из двух женщин, Ирада, умирала у её ног, другая, Хармион, уже шатаясь и уронив голову на грудь, поправляла диадему в волосах своей госпожи. Кто-то в ярости воскликнул: «Прекрасно, Хармион!» — «Да, поистине прекрасно и достойно преемницы стольких царей», — вымолвила женщина и, не проронив больше ни звука, упала подле ложа ( Плутарх ).
Поскольку перед тем к Клеопатре прошёл крестьянин с горшком смокв , не вызвавший подозрений у стражи, — было решено, что в горшке Клеопатре пронесли змею. Утверждали, что на руке Клеопатры были чуть видны два лёгких укуса. Саму змею в комнате не нашли, будто бы она сразу уползла из дворца. По словам Диона Кассия, Октавиан пытался оживить Клеопатру с помощью псиллов , экзотического племени, умевшего высасывать яд безвредно для себя .
Однако версия об укусе змеи, хоть и является распространенной, подвергалась сомнениям. Например, предполагалось, что Клеопатра хранила яд в полой головной шпильке. Эта версия подкрепляется тем фактом, что обе служанки Клеопатры умерли вместе с ней. Сомнительно, чтобы одна змея умертвила сразу трёх человек. Страбон писал, что есть две версии смерти Клеопатры: от укусов змеи и от ядовитой мази для притираний .
Исследователи отмечают, что самоубийство имело для Клеопатры явно ритуальный смысл: «готовясь к самоубийству, Клеопатра оделась в роскошное царское одеяние, взяла в руки знаки царской власти . Эти приготовления подтверждают, что кончина была для Клеопатры особым ритуалом, даже на пороге смерти она хотела оставаться царицей, для чего оделась соответствующе и даже взяла знаки власти. Авторитетный британский историк Эдвин Бивен ещё в первой половине XX века заметил, что конец Клеопатры превратился в мистерию, а царский наряд, в котором она встретила смерть, наверное, был одеянием „новой Исиды“» .
Смерть Клеопатры лишила Октавиана блестящей пленницы на его триумфе в Риме. В триумфальном шествии, как свидетельствуют источники, везли лишь её изображение (возможно, изваяние) со змеей.
По представлениям той эпохи, поступок Клеопатры позволил ей сохранить честь и был высоко оценен современниками. Исследователь пишет: «Клеопатра всё же избежала насильственной смерти, сумела достойно — по тогдашним понятиям — уйти из жизни. А с учетом её политического поражения от Октавиана такая кончина была вдвойне успешной: оригинально завершала жизненный путь царицы и в то же время была протестом, определённой идеологической победой над римским завоевателем, демонстрировала стойкость духа. Недаром Гораций потом восхищался мужественной кончиной царицы Египта» .
…Так мчался Цезарь вслед за чудовищем,
Чтоб цепь накинуть. Но, хоть и женщина,
Меча она не убоялась,
Чуждых краев не искала с флотом, -—
Нет, умереть желая царицею,
На павший дом взглянула с улыбкою
И злобных змей к груди прижала,
Чтобы всем телом впитать отраву:
Она решилась твердо на смерть идти
Из страха, что царицей развенчанной
Её позорно для триумфа
Гордого вражья умчит либурна .
Приёмный сын Цезаря Октавиан казнил предположительно родного сына Цезаря от Клеопатры Птолемея XV Цезариона в том же году. Дети от Антония шли в цепях на параде триумфатора, затем воспитывались у сестры Октавиана Октавии, жены Антония (оставленной им ради Клеопатры), «в память о муже». Впоследствии дочь Клеопатры Клеопатру Селену II выдали замуж за мавританского царя Юбу II , благодаря чему и появился бюст Клеопатры из Шершелл. Судьба Александра Гелиоса и Птолемея Филадельфа осталась неизвестной. Предполагается, что они рано умерли. Египет стал одной из римских провинций .
Октавиан разрешил упокоить забальзамированное тело царицы рядом с Марком Антонием в подготовленной ими ранее гробнице, её служанки тоже были удостоены почетного захоронения .
В 2008 году исследователь Захи Хавасс сообщил о том, что ему удалось обнаружить предполагаемое место захоронения царицы Клеопатры и Марка Антония .
По его предположениям их похоронили вместе на территории храма Осириса в окрестностях Александрии. Под храмом находится тоннель длиной 120 метров. Там же находились статуи царицы и множество монет с её изображением. За две недели до открытия Хавасc обнаружил бюст Марка Антония и предположил, что его захоронение может находиться рядом с захоронением Клеопатры.
Гораций , получив в Риме известие об этом событии, написал о нём оду (Hor. Od. I. 37).
Изображения Клеопатры, умирающей от укуса змеи (или просто со змеями в руках), появились практически сразу. В триумфальном шествии Октавиана везли её изображение (возможно, изваяние). По описанию Плутарха, оно было «с прильнувшим к её руке аспидом».
Литературные памятники свидетельствуют о том, что писались и картины. написал посвящение к одной из таких утраченных работ :
Облик нильской царицы представлен искусной рукою
На живописной доске. И кажется: змейке приятно,
К полной припавши груди, укусом вливать в неё гибель.
Словно живые они: содрогается тело от боли,
И на глазах от яда змеи умирает картина .
Тема смерти Клеопатры являлась излюбленной особенно итальянской живописью XVII века. На полотнах обычно изображена Клеопатра, лежащая или сидящая — и держащая змею (аспида) у своей обнаженной груди. Её могут окружать слуги. Может быть изображена корзина с финиками, где, как утверждают, была спрятана змея .