Орфизм (искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Орфи́зм — мистическое учение в Древней Греции и Фракии , связанное с именем мифического поэта и певца Орфея . Возникло ориентировочно в VI веке до н. э. — к этому времени относятся первые орфические гимны. По утверждению А. Ф. Лосева , орфизм «никак не моложе Гомера » . Учение носило подчёркнуто эзотерический характер, что сближает его с пифагорейством и элевсинскими мистериями .
Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств.
По некоторому мнению [ источник не указан 1104 дня ] , орфизм стал прообразом более поздних монотеистических религий, в частности, христианства , поскольку ознаменовал собой переход от многобожия к поклонению Единому Богу.
Орфизм назван в честь легендарного поэта-героя Орфея , который, как говорят, создал Дионисийские Мистерии. Однако Орфей был более тесно связан с Аполлоном, чем с Дионисом в самых ранних источниках и иконографии. Согласно некоторым версиям его мифов, он был сыном Аполлона и в последние дни своей жизни избегал поклонения другим богам и посвятил себя только Аполлону. Поэзия, содержащая отчетливо орфические верования, восходит к VI веку до нашей эры или, по крайней мере, к V веку до нашей эры, а граффити V века до нашей эры, по-видимому, относится к «орфикам». Папирус из Дервени позволяет датировать орфическую мифологию концом V века до нашей эры, а он, вероятно, даже старше. Орфические взгляды и практики засвидетельствованы Геродотом , Еврипидом и Платоном . Платон ссылается на «Орфеев-инициаторов» (Ὀρφεοτελεσταί) и связанных с ними обрядов, хотя неизвестно, насколько «орфическая» литература в целом связана с этими обрядами.
Бертран Рассел (1947) указывал на Сократа:
Орфические взгляды и практики имеют параллели с элементами пифагореизма , и различные традиции считают, что пифагорейцы или сам Пифагор были авторами ранних орфических работ; напротив, более поздние философы считали, что Пифагор был посвященным орфизма. Степень, в которой одно движение могло повлиять на другое, остается спорным. Некоторые ученые утверждают, что орфизм и пифагореизм зародились как отдельные традиции, которые позже были перепутаны и смешаны из-за некоторого сходства. Другие утверждают, что эти две традиции имеют общее происхождение и могут даже считаться единым целым, получив название « орфико-пифагореизм ».
Вера в то, что пифагореизм был подмножеством прямого потомка орфической религии, существовала в поздней античности, когда философы-неоплатоники приняли орфическое происхождение пифагорейских учений за чистую монету. Прокл писал:
В пятнадцатом веке греческий ученый-неоплатоник Константин Ласкарис (который нашел эпос Argonautica Orphica) считал себя орфико-пифагорейцем. Бертран Рассел (1947) отмечал:
Изучение ранних орфических и пифагорейских источников было неоднозначно в отношении их взаимосвязи, и авторы, писавшие ближе к жизни Пифагора, никогда не упоминали его предполагаемое посвящение в орфизм и в целом считали самого Орфея мифологической фигурой. Несмотря на это, даже эти авторы V и IV веков до нашей эры отметили сильное сходство между двумя доктринами. Фактически, некоторые утверждали, что Пифагор не был инициатором орфизма, а был оригинальным автором первых орфических текстов. В частности, Ион Хиосский утверждал, что Пифагор написал стихи, которые он приписал мифическому Орфею, а Эпиген в своей работе О произведениях, приписываемых Орфею приписал авторство нескольких влиятельных орфических стихов известным ранним пифагорейцам, в том числе Церкопсу . Согласно Цицерону , Аристотель также утверждал, что Орфея никогда не существовало, и что пифагорейцы приписывали Керкону некоторые орфические стихи.
Вера в метемпсихоз была общей для обоих течений, хотя, по-видимому, она также содержит и различия. Если орфики учили о цикле тяжких воплощений, которых можно было избежать при помощи их ритуалов, то Пифагор, видимо, учил о вечном, нейтральном метемпсихозе, против которого любые отдельные действия были бы неуместны.
Неоплатоники считали теологию Орфея, распространенную через пифагореизм, основой первоначальной греческой религиозной традиции. Однако более ранние источники показывают, что оно началось как маргинальное движение — мифология и ритуал считались неортодоксальными и включали чужеродные элементы, подобные египетской религии 4-5 веков до нашей эры.
Орфические теогонии — это генеалогические работы, похожие на Теогонию Гесиода , но в деталях они отличаются. Теогонии символически похожи на ближневосточные модели. Основная история гласит, что Загрей , предыдущее воплощение Диониса , является сыном Зевса и Персефоны . Зевс называет ребенка своим наследником, чем злит его жену Геру . Она подстрекает титанов убить ребенка. Титаны обманывают с помощью зеркала и детских игрушек Загрея, которые разрывают его на куски и поглощают. Афина спасает сердце и рассказывает о преступлении Зевсу, который, в свою очередь, бросает в титанов удар молнии. Образовавшаяся сажа, из которой рождается грешное человечество, содержит тела Титанов и Загрея. Следовательно, душа человека (часть Диониса) божественна, но тело (часть Титана) держит душу в рабстве. Таким образом, было объявлено, что душа десять раз возвращается к хозяину, привязанная к колесу возрождения . После наказания Аполлон осторожно собрал отрубленные конечности Загрея и похоронил их на своей священной земле Дельфы . В более поздние века эти версии претерпели развитие, когда акт захоронения Аполлона стал ответственным за реинкарнацию Диониса, что дало Аполлону титул Дионисиодот (дарователь Диониса). Аполлон играет важную роль в мифе о расчленении, потому что он представляет собой возвращение Энкосмической Души обратно к объединению.
Есть две орфические истории о возрождении Диониса : в одной — сердце Диониса, имплантированное в бедро Зевса; в другом Зевс оплодотворил смертную женщину Семелу , что привело к буквальному возрождению Диониса. Многие из этих деталей отличаются от описаний классических авторов. Дамаский говорит, что Аполлон «собирает его (Диониса) и возвращает обратно». Фирмик Матерн , христианский автор, дает иное мнение в книге «Об ошибке богохульных религий». Он говорит, что Юпитер (Зевс) изначально был (смертным) царем Крита — концепция Эвгемера , — а Дионис был его сыном. Дионис был убит, а затем каннибализирован. Только его сердце удалось спасти Афине. Статуя из гипса (то же самое вещество, которое титаны использовали для маскировки) была сделана в виде Диониса, а внутри было помещено сердце.
Орфические теории включают:
Сохранившиеся письменные фрагменты показывают ряд верований о загробной жизни, подобных тем, которые содержатся в «орфической» мифологии о смерти и воскресении Диониса. Костяные таблички, найденные в Ольвии (V век до нашей эры), несут короткие и загадочные надписи вроде: «Жизнь. Смерть. Жизнь. Истина. Дио(нис). Орфика». Функция этих костяных таблиц неизвестна.
Таблички из сусального золота, найденные в могилах в Фурии , Гиппониуме , Фессалии и Крите (4 век до н. э. и позже), дают наставления мертвым. Хотя эти тонкие таблички часто очень фрагментарны, в совокупности они представляют собой общий сценарий перехода в загробную жизнь. Когда умерший прибывает в подземный мир, ожидается, что он столкнется с препятствиями. Он должен позаботиться о том, чтобы пить не из Лета («Забывчивость»), а из бассейна Мнемозины («Память»). Также умерший снабжен шаблонными выражениями, с помощью которых он может предстать перед стражами загробной жизни.
Я сын Земли и звездного неба. Я измучен жаждой и умираю; но скорее дай мне напиться холодной воды из Озера Памяти.
В других золотых листах содержатся инструкции для обращения к властителям преисподней:
Теперь ты умер, и теперь ты появился, о трижды счастливый, в этот же день. Скажите Персефоне , что сам Вакхос освободил вас.
Эллинская мифология слабо затрагивала тему антропогонии , уделяя больше внимания происхождению мира и богов. Орфики верили, что человек возник из пепла титанов , сожжённых Зевсом за съедение его сына Диониса (они оставили только его сердце, из которого он был впоследствии возрождён). Таким образом, человек объединяет в себе приземлённое титаническое начало и божественное дионисийское .
Орфики верили в воздаяние после смерти (также есть элементы метемпсихоза ), бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе (естество Загрея - Диониса ) и злое (естество растерзавших его титанов) начала. Джованни Реале и Д. Антисери выделяют следующее в ядро орфических верований :
а) В человеке временно пребывает божественное начало, некий демон (душа), оказавшийся в теле по причине изначального греха.
б) Этот демон не только предсуществует телу, но и не погибает вместе с телом. Он осуждён к реинкарнациям в последующих телах, и через серию рождений должен искупить изначальный грех.
в) «Орфическая жизнь» со своими путями и практиками есть жизнь уединённая и имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела.
г) Для очистившегося (посвящённого в орфические мистерии) в ином мире обещана награда, для непосвящённых — наказание.
Издания:
Материалы:
Переводы: