Бергман, Карл-Юхан
- 1 year ago
- 0
- 0
Юхан Кристиан Клаусен Даль ( норв. Johan Christian Klausson Dahl ; 24 февраля 1788 , Берген — 14 октября 1857 , Дрезден ) — норвежский живописец и график , основоположник норвежского национального пейзажа. Отец художника Юхана Сигвальда Даля (1827—1902).
Занимался у Й. Г. Мюллера в Бергене (ок. 1808). С 1811 года обучался в Академии художеств в Копенгагене . С 1817 года преподавал в классе рисунка.
В 1818 году, получив специальную стипендию от датского принца Фредерика, приехал в Саксонию и осел в Дрездене. Здесь он присоединился к художникам-романтикам, образующим группу вокруг Каспара Давида Фридриха . Вскоре женился на Эмилии фон Блок. В 1820—1823 годах совершил поездку в Италию, где не столько интересовался античными древностями, сколько занимался непосредственным наблюдением за природой этой страны. Созданные во время этой поездки многочисленные эскизы позже легли в основу художественных полотен Даля.
Испытал влияние немецкого романтизма. В летние месяцы часто приезжал в Норвегию. С 1820 года работал в Неаполе . Увлёкся пейзажем, писал сцены извержения Везувия , как и Фридрих, изображая на первом плане фигурки людей. Жил и работал на вилле кронпринца Квизисана у Монте-Сант-Анджело в окрестностях города. У Даля много рисунков и акварелей с видами из окон виллы и террасы. Изучение голландской живописи и северных «итальянистов» привело к появлению тонального колорита в пейзажах художника. В 1826, 1834, 1839, 1844, 1850 гг. возвращался в Норвегию. С 1836 года преподавал в Академии художеств Дрездена.
В 1824 году вернулся в Дрезден, где совместно с Фридрихом получил профессорскую кафедру в местной Академии искусств . Впоследствии совершил много поездок за границу, прежде всего на свою родину, в Норвегию. Созданные на основе норвежских впечатлений картины Даля считаются одними из лучших в его творческом наследии. Анализируя используемую Далем палитру цветовых сочетаний, критики считают художника одним из предтеч импрессионизма .
В своём творчестве следовал традиции голландских пейзажистов XVII века, в частности Мейндерта Хоббема и Якоба ван Рёйсдала .
Даль писал главным образом горы, реки, долины и озёра Норвегии. Работы Даля всегда панорамны, в них тонко передано единство световоздушной среды («Лесной пейзаж», 1820; «Вид Штальхайма», 1826). Подобно живописцам-романтикам, он часто изображал водопады (рисунок «Водопад около Ломена», 1820), эффекты лунного света (рисунок «Пейзаж с луной», 1824). Писал также морское побережье, лодки и корабли в море («Два корабля», 1826). Даль был противником традиционных методов обучения и придавал большое значение работе с натуры. Среди значимых произведений: «Извержение Везувия» (1820), «Вид на Фортундаль» (1836), «Стальхейм. Пейзаж с радугой» (1842), «Две копенгагенские башни на вечернем небе» (ок. 1820), «Перед дождём» (1835), «Берёза, растущая на краю пропасти» (1849).