Interested Article - Берг, Альбан

А́льбан Берг ( нем. Alban Berg , 9 февраля 1885 , Вена 24 декабря 1935 , там же) — австрийский композитор и музыкальный критик. Видный представитель музыкального экспрессионизма и Нововенской композиторской школы .

Биография и творчество

Берг родился в Вене в семье коммерсанта из Нюрнберга . Он рано проявил музыкальную одарённость (около 1900 года начал сочинять музыку). Систематического музыкального образования не получил — с 1904 по 1910 год брал уроки теории музыки и композиции у Арнольда Шёнберга , который стал его единственным учителем и основным авторитетом в музыке .

В 1911—1915 годах Берг работал корректором в крупном венском издательстве «Universal Edition», помогал Шёнбергу (делал для него аранжировки и переложения, составлял путеводители к его сочинениям и т. п.).

Первое стилистически индивидуальное сочинение Берга — «Пять песен на тексты к почтовым открыткам П. Альтенберга», op.4. Венская премьера этого цикла, которая состоялась 31 марта 1913 года, сопровождалась общественными беспорядками (даже с привлечением полиции) и вошла в историю (наряду с премьерой «Весны священной» И. Ф. Стравинского ) как один из самых громких музыкальных скандалов XX века. Шёнберг критически отзывался о новых сочинениях Берга (хотя и дирижировал ими), что подрывало веру Берга в собственные творческие силы.

Отслужив в армии, с 1919 года сотрудничал в венском журнале «Anbruch»; в 1918-21 гг. также работал в руководимом Шёнбергом «Обществе закрытых музыкальных исполнений», где отвечал за репетиционный процесс и составление репертуара концертов.

Всемирную известность Бергу принесла опера « Воццек » (по пьесе «Войцек» Георга Бюхнера ), которую он писал в течение нескольких лет (окончена в 1922). Мировая премьера «Воццека» ( Берлин , 14 декабря 1925) состоялась благодаря активному участию Эриха Клайбера . Финансовую поддержку Бергу (в печатании партитуры) оказала Альма Малер , которой композитор посвятил оперу. Берлинская премьера «Воццека» вызвала большой общественный резонанс: в течение семи лет «Воццек» был поставлен 23 раза на оперных сценах Европы и Америки. В 1927 году с успехом опера была дана в Ленинграде, в присутствии композитора (первый и единственный визит Берга в СССР). До конца 1936 года «Воццек» был поставлен в 29 городах 166 раз на немецком , чешском , русском и французском языках . Ныне «Воццек» — классический пример оперы XX века.

С 1928 до конца жизни Берг работал над оперой « Лулу » (по драмам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры»). Он полностью сочинил музыку и нотировал её в клавире, но не закончил оркестровку. Эстетическая концепция «Лулу», в центре которой находится фигура притягательной и порочной «роковой женщины», восходит к эпохе венского декаданса. Драматургия «Лулу», основанная на гибко трактованном принципе симметрии, воплощённом в идее парных ролей и разветвлённой системе реминисценций, проявляет себя без искажений лишь в полной трёхактной её версии.

При подготовке премьеры вдова Берга обращалась с просьбой оркестровать клавир III акта к Шёнбергу, Веберну и Цемлинскому , но те отказали ей, сославшись на недостаток времени. В результате на премьере (Цюрихcкая опера, 1937) были исполнены только первые 2 акта и оркестровый фрагмент 3 акта. Успех постановки убедил вдову, что и в таком виде опера годится для исполнения. По этой причине в дальнейшем Елена Берг препятствовала попыткам музыкантов довести партитуру до конца. Лишь после её смерти полная версия «Лулу», наконец, увидела свет. Полная «Лулу» (в редакции чешского композитора Ф. Церхи ) была впервые поставлена под управлением П. Булеза в Париже, 24.2.1979.

Творческое наследие Берга (помимо опер) невелико по объёму. Наиболее известное инструментальное сочинение — (1935). Концерт посвящён «Памяти ангела» — Манон Гропиус , рано умершей дочери Альмы Малер . Впервые исполненная в 1936 году (солист Луи Краснер, дирижировал Веберн) эта музыка воспринималась как реквием по композитору. Среди других сочинений — Камерный концерт для фортепиано и скрипки в сопровождении 13 духовых инструментов (1925), Лирическая сюита для струнного квартета (1926, тайная программа содержит драматическую историю любви автора к Х. Фукс-Робеттин) и концертная ария «Вино» для меццо-сопрано с оркестром (на стихи Ш. Бодлера ; 1929).

Берг скоропостижно скончался от заражения крови . Похоронен в Вене, на Хитцингском кладбище (рядом с дворцом Шёнбрунн ).

Литературные труды

Берг достаточно часто публиковал в австрийской прессе отзывы и рецензии. Всего сохранилось более двух десятков его музыкально-критических статей, в том числе, «Что есть атональное » (Was ist atonal) — интервью журналисту Венского радио, записанное 23 апреля 1930 г. Ценность представляет сохранившаяся переписка Берга с Т. Адорно (136 писем). Все статьи Берга опубликованы в Лейпциге в 1981 году.

Память

Бюст А. Берга в Шифлинг-ам-Зе

В посёлке Шифлинг-ам-Зе в австрийской провинции, куда Берг иногда приезжал, в его честь назван парк и установлен бюст. Изображен на австрийской почтовой марке 1985 года.

Сочинения

  • Семь ранних песен для голоса среднего регистра и фортепиано (1905—1908; 2-я ред. для сопрано с оркестром, 1928)
    • Nacht (Carl Hauptmann)
    • Schilflied (Nicolaus Lenau)
    • Die Nachtigall (Theodor Storm)
    • Traumgekrönt (Rainer Maria Rilke)
    • Im Zimmer (Johannes Schlaf)
    • Liebesode (Otto Erich Hartleben)
    • Sommertage (Paul Hohenberg)
  • Соната для фортепиано, op. 1 (1907—1908)
  • Четыре песни ( нем. Vier Lieder ) для голоса и фортепиано, op. 2 (1909—1910)
    • Schlafen, schlafen (Friedrich Hebbel)
    • Schlafend trägt man mich (Albert Mombert)
    • Nun ich der Riesen Stärksten überwand (Albert Mombert)
    • Warm die Lüfte (Albert Mombert)
  • Струнный квартет, op. 3 (1910)
  • Пять песен для сопрано и оркестра на тексты почтовых открыток Петера Альтенберга ( нем. 5 Orchesterlieder nach Ansichtskarten von Peter Altenberg ), op. 4 (1912)
    • Seele, wie bist du schöner
    • Sahst du nach dem Gewitterregen den Wald
    • Über die Grenzen des All
    • Nichts ist gekommen
    • Hier ist Friede
  • Четыре пьесы ( нем. Vier Stücke ) для кларнета и фортепиано, op. 5 (1913)
    • Mässig
    • Sehr langsam
    • Sehr rasch
    • Langsam
  • Три пьесы ( нем. Drei Stücke ) для оркестра, op. 6 (1914—1915)
    • Präludium
    • Reigen
    • Marsch
  • « Воццек » ( нем. Wozzeck ), op. 7, опера (1917—1922)
    • Три пьесы из оперы «Воццек» для сопрано и оркестра (1924)
  • Камерный концерт для фортепиано, скрипки, и духовых (1923—1925)
    • Адажио для скрипки, кларнета и фортепиано (опубл. в 1956; авторская обработка второй части камерного концерта)
  • Schliesse mir die Augen beide (Theodor Storm) для голоса и фортепиано (1925)
  • Лирическая сюита ( нем. Lyrische Suite ) для струнного квартета (1925—1926)
    • Три пьесы из лирической сюиты ( нем. Drei Sätze aus der lyrischen Suite ) для струнного оркестра (1929)
  • «Вино» ( нем. Der Wein ), концертная ария на стихи Шарля Бодлера (1929)
  • Четырёхголосный канон «Alban Berg an das Frankfurter Opernhaus» (1930)
  • « Лулу » ( нем. Lulu ), опера (1929—1935, не завершена; третий акт завершен Фридрихом Церхой)
    • «Лулу — сюита» для сопрано и оркестра (1935)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1935)

Обработки произведений других авторов

Литературные сочинения

  • Alban Berg . Glaube, Hoffnung, Liebe. Schriften zur Musik [1911-1935], hrsg. v. Frank Schneider. Leipzig: Reclam 1981.
  • Alban Berg / Theodor W. Adorno . Briefwechsel 1925-35 [136 Briefe]. Frankfurt: Suhrkamp, 1997.

Цитаты

Когда я сочиняю, я чувствую себя Бетховеном , только впоследствии я понимаю, что в лучшем случае я всего лишь Бизе .

Альбан Берг, в разговоре с Теодором Адорно

.

Литература

  • Redlich H. F. Alban Berg. Wien, 1957.
  • Adorno T. Alban Berg. Wien, 1968; 2-я ред. 1978.
  • Воробьев Д. Д. О некоторых противоречиях идейно-эстетической концепции оперы А.Берга «Лулу» // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М., 1976. С. 163—207.
  • Тараканов M. Е. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.
  • Headlam D. J. The music of Alban Berg. New Haven: Yale Univ. Press, 1996. XI, 460 p.
  • Simms B. R. Alban Berg: a guide to research. New York, 1996.
  • Alban Berg und seine Zeit, hrsg. von A. Pople. Laaber, 2000.
  • Векслер Ю. С. Альбан Берг и его время. Опыт документальной биографии. Санкт-Петербург: Композитор, 2009 г. 1136 с.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Векслер Ю. Берг // Большая российская энциклопедия. — Т. 3. — М. , 2005. — С. 338.
  3. См. от 15 января 2016 на Wayback Machine . Впервые опубликовано в газете «Eine Wiener Musikzeitschrift» Nr. 26/27 (8.6.1936).

Ссылки

Источник —

Same as Берг, Альбан