Чешские братья
- 1 year ago
- 0
- 0
Рафаил Львович Адельгейм | |
---|---|
Дата рождения | 1861 |
Место рождения | Москва |
Дата смерти | 17 августа 1938 |
Место смерти | Москва |
Профессия | актёр |
Братья Ро́берт Льво́вич Адельге́йм ( 1860 , Москва — 19 декабря 1934 , Москва ) и Рафаи́л Льво́вич Адельге́йм ( 1861 , Москва — 17 августа 1938 , Москва ) — русские драматические актёры.
Родились в семье московского зубного врача Людвига Эдуардовича Адельгейма (1830—1889), который практиковал на Кузнецком мосту , и Евгении Фёдоровны Адельгейм .
Роберт учился в Италии пению и фехтованию, затем окончил Императорское Московское техническое училище , получив звание инженера-технолога. Рафаил получил образование в Московской консерватории по классу фортепиано.
В 1888 году оба брата окончили Венскую консерваторию по классу драматического театра, причём на конкурсном выпускном экзамене Роберт был удостоен первого приза, Рафаил — второго . Первое время после получения образования они работали порознь в различных театрах Австрии, Германии и Швейцарии, но затем вернулись в Россию (1893 или в 1894—1895 ), где вскоре стали работать вместе. Они проработали на сцене более 40 лет. В их репертуар входили в первую очередь классические трагедии: «Царь Эдип» (впервые поставленный ими на русской сцене), « Отелло », « Король Лир », « Венецианский купец », « Разбойники », «Уриэль Акоста», «Ганнеле». Выступали как на столичных сценах, так и на провинциальных, исколесив таким образом чуть ли не всю Россию :
«Роберт выступал в амплуа героев, хотя больше тяготел к характерным ролям. Они оба были удивительными тружениками, подчиняя себя железной дисциплине: ежедневные физические упражнения, в том числе и фехтование, ежедневная работа над голосом, ежедневное повторение той или иной роли, ежедневное чтение книг, относящихся к театру, на русском, немецком, французском и английском языках» .
В 1904—1905 году в Невском театре В.А Неметти впервые поставили на русской сцене « Дон Жуана » А. К. Толстого .
К 10-летию совместной творческой деятельности братьев в 1905 году в Санкт-Петербурге вышел альбом с их фотографиями в различных ролях .
Театральный деятель и журналист А. Кугель отмечал, что братья Адельгейм работали, полагаясь не только на интуицию и наитие, но тщательно отделывали роли, работали «по-немецки», как часы .
Актёр А. А. Сумароков писал: «Братья Адельгейм явились примером того, как должен себя вести актёр на сцене и в жизни» .
Братья Адельгейм разработали специальную методику обучения актёрскому мастерству, основанную на дыхательных упражнениях. Однако с течением времени их разработки оказались полностью утраченными. В Советское время основополагающей методикой была признана только школа психологического театра Станиславского , а все остальное, даже не противоречащее ей, начисто отвергалось.
После революции 1917 года братья Адельгейм продолжали выступления в клубах и домах культуры при советских предприятиях, в московские официальные театры их не приглашали. Тем не менее в 1927 (по свидетельству энциклопедии «Кругосвет» ) или в 1931 году (по свидетельству Еврейской энциклопедии ) в Москве отмечалось 70-летие обоих братьев и им были присвоены звания народных артистов РСФСР.
Уже будучи немолодым человеком, Роберт Львович попал в Москве под автобус и 19 декабря 1934 года скончался. В апреле 1938 года Рафаил Львович отметил в ЦДРИ 50-летие своей актёрской деятельности, а вскоре, через несколько месяцев, 17 августа скончался от сердечного приступа.
Похоронены на 23 участке Введенского кладбища в Москве .
Братьям посвящена книга актрисы Юлии Карповны Сперанской «Братья Адельгейм : рассказы о занятиях, работе и беседах с братьями ; Воспоминания Рафаила Адельгейма» (Союз театральных деятелей РСФСР, 1987).
Племянница — актриса Тамара Адельгейм .