Interested Article - Азарин, Азарий Михайлович
- 2021-11-26
- 1
Аза́рий Миха́йлович Аза́рин (при рождении Азария Менделевич Мессере́р ; 10 [22] марта 1897 , Вильна , Российская империя — 30 сентября 1937 , Москва , СССР ) — советский актёр, художественный руководитель театра им. Ермоловой. Заслуженный артист РСФСР (1935).
Биография
Из воспоминаний Софьи Гиацинтовой :
«… Я просто актриса, частая партнёрша Азарина… Я видела близко его глаза, выражение его лица, близко-близко слышала его голос, и я знаю его актёрскую душу. Мы вместе смело и радостно устремлялись в атмосферу шекспировского безудержного смеха, когда играли «Двенадцатую ночь», в атмосферу, где всё звенит и искрится от радости жизни… Чем он удивлял? В чём была его прелесть? Вернее обаяние? В радости и лёгкости его творений… Азарин был честным, преданным искусству, своей профессии, настоящим другом, помощником во всём, что было созидательным… Я видела его грустно-изумлённые глаза, когда закрыли театр, которому он был бесконечно предан… Сколько ролей он мог бы ещё сыграть, он никогда бы не постарел! Такие люди на сцене всегда остаются молодыми. А причина этому — короткое слово — талант».
Азарий Мессерер родился 10 марта ( по старому стилю , 22 по новому стилю ) 1897 года в виленском предместье Снипишки , в семье зубного врача Менделя Берковича (Михаила Борисовича) Мессерера и Симы Моисеевны Шабад , в которой было ещё 9 детей (Пенина, Маттаний, Моисей, Рахиль, Асаф, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав) . Отец происходил из Долгиново , мать — из Антоколя . Среди его братьев и сестёр в дальнейшем прославились Рахиль Мессерер — звезда немого кино , Суламифь — прима-балерина ГАБТа и Асаф — премьер Большого театра и педагог классического балета. Когда сестра Рахиль вышла замуж за Михаила Плисецкого , семью стали называть Плисецкие — Мессерер.
Творческая биография
На сцену Азарий вышел в возрасте одиннадцати лет в спектакле « Недоросль » Фонвизина . Окончив гимназию, Азарий впервые задумался о театре. Но весной 1917 года он вступил в Красную Гвардию, получив ранение, он вернулся домой, в конце 1918 года .
Из воспоминаний Азария Азарина:
«…Театральная жизнь моя началась в конце 1918 года, в студии Вахтангова , куда я был принят по конкурсному испытанию».
На первом туре Азарий так убедительно имитировал армянский акцент, читая басню «Ворона и Лисица», сделав из неё комичный номер, что Вахтангова предупредили: «Это бесспорно очень одарённый юноша, но у него армянский акцент». Но потом услышали — у Азария прекрасная дикция. Так он стал учеником Вахтангова .
В дальнейшем был актёром 2-й студии МХТ , которая дала Художественному театру его блистательное «второе поколение».
Из воспоминаний Азария Азарина:
«…Я счастлив, что под руководством К. С. Станиславского мне довелось работать в пьесах театра. „Синяя птица“ (Кот), „Ревизор“ (Бобчинский), „Горе от ума“ (Загорецкий). Станиславский научил любить мастерство актёра, любить действие, научил любить законы речи, работать над постановкой голоса, научил профессиональному отношению к Театру».
Осенью 1925 года Азарин перешёл работать во МХАТ 2-й . Работа с М. А. Чеховым принесла ему огромную пользу и обогатила его.
В 1928 году Чехов уехал в Германию, где работал в театре Макса Рейнхардта , потом переехал в Париж, а затем, в 1939 году — в США, создал там свою актёрскую школу , которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро и Клинт Иствуд .
Чехов писал Азарину:
«…Дорогой мой! Чем меньше я имею настоящего искусства, тем больше я люблю и жду его… Выходить на сцену — это всё равно, что идти к невесте — надо быть самим собой , иначе в отношения с невестой вкрадётся ложь…»
Михаил Чехов характеризовал личность Азария Азарина так: «Мудрость от таланта». После премьеры спектакля по пьесе А. В. Луначарского и А. И. Дейча «Нашествие Наполеона » друзья обратились к Азарину так: «Ваше величество, Наполеон Михайлович Буон-Азарт!»
1937 год
- В этом году Азарин стал Художественным руководителем Театра Ермоловой , ставил спектакль по пьесе В. Н. Биль-Белоцерковского — «Шторм»
- Одновременно работал в Театре Красной Армии над спектаклем Вс. Иванова «Голуби мира» и в Малом Театре над спектаклем А. Н. Островского «Лес».
- С Репрессиями пришло горе в семью Мессереров. 30 апреля 1937 года в НКВД забрали мужа сестры — дипломата Михаила Плисецкого . Азарий не застал арестов в 1938 году самой сестры — киноактрисы Рахиль Мессерер-Плисецкой и брата — учёного Маттания.
- В конце лета Азарин был приглашён в киногруппу, готовившуюся к съёмкам фильма « Ленин в Октябре », для участия в пробах на роль Ленина . В кинопробах было отчётливо видно, как Артист «метко схватил ленинских прищур глаз» и «живой пытливый взгляд Ильича, излучающий его могучий острый ум, выражающий напряжённое биение мысли».
- 29 сентября 1937 года Азарин провёл свой день рождения в актёрской компании друзей и своего брата Асафа , которому потом пожаловался, что ему трудно дышится. Ночью сердце Азарина остановилось. Ему было всего 40 лет …
Из воспоминаний Юрия Завадского :
«… После встречи с Азариным легче жилось, дышалось, думалось. Хотелось самому сочинять, придумывать и заражать людей горячим ощущением прелести жизни. Его уже нет с нами, и в то же время он совсем, совсем близок сегодня каждому, кто хоть однажды с ним встречался».
Актёрские работы
- Московская Драматическая Студия под руководством Е. Б. Вахтангова
- 1918 — А. П. Чехов «В цирульне» — Ягодов
- 1918 — А. П. Чехов «Беспокойный гость» — Лесник
- 1918 — Н. В. Гоголь «Тяжба» — Бурдюков
- 1919 — А. П. Чехов «Враги» — Лакей
- 1919 — О. Мирбо «Вор» — Клиент
- 1919 — А. П. Чехов «Предложение» — Чубуков
- вторая студия МХТ
- 1919 — А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоанович» — Выборный
- 1919 — А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоанович» — Нищий
- 1919 — Ю. Х. Бергер «Потоп» — Чарли
- 1919 — Л. Грегори «Когда взойдёт месяц» — Полицейский
- 1919 — Ю. Х. Бергер «Потоп» — Фрезер
- 1920 — А. П. Чехов «Зломышленик» — Следователь
- 1920 — А. П. Чехов «Зломышленик» — Денис Григорьев
- 1920 — И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» — Поплевкин
- 1920 — М. Горький — « На дне » — Бубнов
- 1921 — Л. Грегори «Когда взойдёт месяц» — Сержант
- 1922 — А. П. Чехов «Ночь перед судом» — Прокурор
- 1923 — А. П. Чехов «Канитель» — Дьячок
- 1923 — Ф.Шиллер «Разбойники» — Патер
- 1923 — А. Н. Островский « Гроза » — Кулигин
- Московский Художественный Академический театр
- 1922 — М. Метерлинк « Синяя птица » — Кот
- 1924 — Н. В. Гоголь « Ревизор » — Добчинский
- 1924 — А. С. Грибоедов « Горе от ума » — Загорецкий
- Гастрольная Группа Артистов Московского Художественного театра
- 1926 — Э. Золя «Наследники Рабурдена» — Рабурден
- 1927 — Э. Золя «Наследники Рабурдена» — Доктор Мург
- Московский Художественный Академический театр Второй
- 1926 — А. П. Чехов «Юбилей» — Хирин
- 1926 — Б. Шоу «Герой и война» («Шоколадный солдатик») — майор Петков
- 1927 — А. В. Сухово-Кобылин «Дело» — Тарелкин
- 1929 — К.Гольдони «Бабы» — Лелио
- 1931 — А. В. Луначарский и А. И. Дейч « Нашествие Наполеона » — Наполеон
- 1933 — В. Шекспир « Двенадцатая ночь » — Мальволио
- 1933 — С. И. Амаглобели — «Хорошая Жизнь» Мотто'
- Малый театр
- 1937 — А. Н. Островский « Лес » — Аркадий Счастливцев
- Центральный Театр Красной Армии
- 1937 — М.Горький — «Мещане» — Перчихин
- 1937 — Вс. Иванов — «Голуби мира» — Пётр Тыжнов
Он стал верным учеником Чехова... Все известные голливудские актёры впоследствии считали, что Чехов научил их „искусству овладения ролью“. Только Аза́рин в течение нескольких лет играл с Чеховым на одной сцене и репетировал с ним в квартире на Арбатской площади, в круглой гостиной А. Э. Мессерер
Режиссёрские работы Азарина
- Свободная Художественная студия
- 1925 — Шолом-Алейхем — «Гет» ( идиш : развод )
- Гастрольная Группа Артистов Московского Художественного театра
- 1926 — Б. Шоу «Герой и война» («Шоколадный солдатик»)
- 1927 — А. Хатчинсон ( ) — «Страсть мистера Маррапита»
- 1933 — С. И. Амаглобели — «Хорошая Жизнь»
- Московский театр импровизаций
- 1929 — Вольтер «Дикарь» («Наивный человек»)
- Малый театр
- 1936 — А. Н. Афиногенов «Салют Испания!»
- 1936 — Давурин. «Семья Волковых»
- Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
- 1937 — В. Н. Билль-Белоцерковский — «Шторм»
Примечания
- В записи о рождении в метрической книге канцелярии городского раввина Снипишек Беньямина Шика, доступной на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, указано, что «Азария Месерер (с одним „с“) родился 10 марта 1897 года (18 числа месяца Адар) в Снипишках, родители — Мендель Беркович и Шима Мовшевна Месерер, отец — уроженец Долгиново».
- ↑ Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая…— М.: АСТ Москва, 2008. — 490 с.
- 17 апреля 2009 года.
- В записи о браке, доступной на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org (требуется регистрация), указывается, что Мендель Беркович Месерер (с одним « с »), уроженец местечка Долгиново 29 лет, и Шима Мовшевна Шабад, уроженка Антоколя 24 лет, сочетались браком 19 января 1895 года в Вильне . Вся семья М. Б. Месерера была записана с одним « с »; Сима Моисеевна Шабад во всех документах того периода записана как «Шима Мовшева Шабад».
- (16.09.1922), . Азарий Михайлович АЗАРИН. — М. : Издательство «Искусство», 1972.
- „Мансуровская студия“ — по названию переулка, в котором находилась
- (недоступная ссылка)
- Но это уже было после смерти Азарина
- ↑ Работа осталась незавершённой
- Вахтангов: «Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа».
- поставлен Вахтанговым в Студии МХТ - «Потоп» Бергера (1919).
- Намеченная Вахтанговым в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества
- А. Э. Мессерер. . — NY: «Чайка», 16-18 февраля 2010. — № 4 .
- Спектакль поставлен совместно с В. Н. Пашенной
Ссылки
- «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии». Издание «Московский Художественный Театр». Тираж 1000 экз. В печать 31.3.2010. 960 стр. ISBN 978-5-900020-25-9
- 2021-11-26
- 1