Благословение
- 1 year ago
- 0
- 0
יברכך יהוה וישמרך
יאר יהוה פניו אליך ויחנך
ישא יהוה פניו אליך וישם לך שלום
Аарóново благословéние ( ивр. ברכת כהנים , би́ркат кохани́м — «благословение священников» , נשיאת כפים , неси́ат капáйм — «вознесение ладоней», идиш דוכן , духан ) — библейское священническое 3-кратное благословение . Является одной из 613 заповедей Торы (только для еврейских священников). При возведении скинии первосвященнику Аарону и его сыновьям-священникам было указано благословлять Израильский народ:
- Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
- Да озарит Господь лицо Своё для тебя и помилует тебя!
- Да обратит Господь лицо Своё к тебе и даст тебе мир!
— Чис.
В Талмуде постановлено произносить благословение священников исключительно на библейском еврейском языке ( Сота 38 а) . Текст на еврейском языке построен в виде треугольника, по формуле «от меньшего к большему» и «сверху вниз», символизируя собой благословение от Бога в противоположность проклятию, записывавшегося в виде перевёрнутого треугольника ( Псахим 112 а) (см. абракадабра ). Первый стих состоит из 3 слов и 15 букв, второй — из 5 слов и 20 букв, третий — из 7 слов и 25 букв (3-5-7, 15-20-25), в которых просматривается последовательность увеличения благословения Божьего имени ( יהוה ) при произнесении священниками каждого последующего стиха.
Греческий текст | Латинский текст | Церковнославянский текст |
---|---|---|
ευλογησαι σε κυριος και φυλαξαι σε | benedicat tibi dominus et custodiat te | да благослови́тъ тя́ госпо́дь и сохрани́тъ тя́ |
επιφαναι κυριος το προσωπον αυτου επι σε και ελεησαι σε | ostendat dominus faciem suam tibi et misereatur tui | да просвѣти́тъ госпо́дь лице́ свое́ на тя́ и поми́луетъ тя́ |
επαραι κυριος το προσωπον αυτου επι σε και δωη σοι ειρηνην | convertat dominus vultum suum ad te et det tibi pacem | да воздви́гнетъ госпо́дь лице́ свое́ на тя́ и да́стъ ти́ ми́ръ |
Сегодня благословение священники произносят в синагоге только при наличии общины во время шахрит , мусаф , неила . Во время молитвы священники стоят спиной к общине с зажатыми в кулаки руками. Перед произнесением благословения священники разуваются и стоят босыми, разворачиваются лицом к общине обязательно через правое плечо, выпрямляют пальцы рук, поднимают руки до уровня плеч, растопыривают пальцы рук. Ведущий молитву говорит священникам слово из благословения и они повторяют, а община после каждого из трёх благословений отвечает «аминь». Потом священники отворачиваются от общины обязательно через правое плечо и сжимают пальцы в кулаки.
В Храме же порядок был несколько иным — только после утреннего жертвоприношения раз в день священники поднимались на возвышение. В Храме священники поднимали ладони выше своих голов (первосвященник поднимал ладони не выше своей короны). Левит говорил слово благословения, священники повторяли слово за словом. Простые евреи отвечали « аминь » после каждого благословения. По завершении слушающие отвечали благословением « Благословен Господь, Бог Израиля, от века и до века » .
В иерусалимском Храме это благословение произносили священники ежедневно после утренней жертвы; при этом на них нельзя было смотреть. Сохраняют в традиционном иудейском богослужении. В диаспоре у ашкеназов благословение священников осуществляют только по праздникам, сефарды произносят благословение ежедневно. Слова читает кантор, священники повторяют за ним. При этом священники покрыты талитом , чтобы предстоящие евреи не видели их лиц. В шаббат существует традиция давать благословение священников детям.
У православных Ааронову благословению соответствует ; 3-кратность благословения соотносят с призыванием Троицы . Практикуют лютеране ; в римском обряде Аароново благословение существовало при папе Геласии I .