Interested Article - Буткевич, Михаил Михайлович

Михаи́л Миха́йлович Бутке́вич ( 10 декабря 1926 , Дербент , Дагестанская АССР , РСФСР , СССР 7 октября 1995 ) — советский и российский режиссёр и театральный педагог, автор работ по теории и истории театра, театральной педагогике.

Биография

Михаил Буткевич, родившийся в Дербенте , в детстве не знал отца — родители разошлись вскоре после его рождения; мать, Мария Буткевич, потомственная дворянка, после революции служила главным бухгалтером узловой станции Прохладная . В декабре 1937 года она была арестована и два дня спустя расстреляна; позже Буткевич узнал, что в том же году был расстрелян и его отец; с 1938-го он рос в горнозаводской колонии особого режима .

В январе 1945 года Буткевич был призван в армию; после демобилизации в 1949-м экстерном окончил среднюю школу; жил в Ташкенте , работал техником-проектировщиком, но, мечтая о театре, в свободное от работы время руководил драмкружками в детском доме и в техникуме советской торговли . От директора техникума Михаил Буткевич получил справку-рекомендацию, с которой в 1954 году отправился в Москву поступать в ГИТИС и был принят на курс знаменитых режиссёров и педагогов Алексея Попова и Марии Кнебель .

Между ЦТСА и ГИТИСом

В 1960 году на сцене ЦТСА , к тому времени покинутого Алексеем Поповым, Буткевич поставил свой дипломный спектакль — «Фрол Скобеев» и отправился в Институт культуры преподавать режиссуру . В 1967-м уже Андрей Попов , за несколько лет до этого назначенный главным режиссёром, пригласил Буткевича в ЦТСА .

Первым спектаклем молодого режиссёра стала «Элегия» по пьесе П. Павловского , сценический роман в письмах, поставленный для главных звёзд театра — Андрея Попова ( Тургенева ) и Людмилы Касаткиной ( Савиной ) . Спектаклю была суждена долгая жизнь: он шёл на сцене ЦТСА на протяжении 10 лет и был снят с репертуара в связи с уходом Попова из театра . В 1977 году Инесса Селезнёва создала телевизионную версию спектакля; но сам Буткевич не любил «Элегию» .

Судьба более дорогого ему спектакля — «Два товарища» по пьесе Владимира Войновича — сложилась иначе. Войнович создавал пьесу на онове своей повести специально для ЦТСА и, по собственному признанию, был сильно разочарован, когда узнал, что ставить спектакль будет не Попов, а некий Михаил Буткевич . «Да и при личном общении, — вспоминал писатель, — он произвёл на меня впечатление слишком скромного, легко соглашающегося на всё человека. К нему приходили известные актёры проситься на роли, он никому не отказывал, улыбался, кивал головой» . Но впечатление оказалось обманчивым; Буткевич, пишет Войнович, «точно знал, чего хотел, на роли выбрал только тех актёров, которые наилучшим образом подходили, мягко и улыбчиво настаивал на неуклонном исполнении его указаний, и спектакль получился замечтальный» . С последними словами писателя согласились не все: спектакль допустили до премьеры, но после нескольких представлений его сочли идеологически вредным и закрыли .

Утешением Буткевичу послужило то, что в 1968 году Андрей Попов пригласил его в качестве педагога на свой режиссёрский курс в ГИТИСе, где теперь уже он вместо отца работал в паре с Марией Кнебель, — именно в педагогике в конечном счёте Буткевич нашёл своё призвание. В 1973 году он ещё раз попытался поставить спектакль в ЦТСА — « Цемент » по знаменитому роману Фёдора Гладкова . . Но этот спектакль не дожил даже до премьеры, был запрещён уже на генеральной репетиции .

Педагогика

В 1970 году бытовые проблемы заставили Михаила Буткевича вернуться Институт культуры; в ГИТИС он снова пришёл в 1977 году, но уже на курс Андрея Гоначрова , а в 1982 году он сам возглавил режиссёрско-актерский курс.

Один из его (и Андрея Попова) учеников — Анатолий Васильев , основавший в 1986 году « Школу драматического искусства », увлёк Буткевича идеей театра-школы, театра-лаборатории, соединяющего практику и исследования природы драматического искусства, понимающего театр как высшую школу актёрского мастерства . Здесь он имел собственную мастерскую — Лабораторию Буткевича, среди его учеников был Владислав Ветров .

Свой собственный и чужой — Алексея Попова, Марии Кнебель, Андрея Гончаров и Анатолия Васильева — педагогический опыт Буткевич обощил в книге «К игровому театру», вышедшей в свет уже после смерти автора .

Михаил Буткевич умер 7 октября 1995 года после тяжёлой болезни; похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве .

Творчество

Режиссёрские работы

Центральный театр Советской армии

Школа драматического искусства

Примечания

  1. , с. 700.
  2. , с. 593.
  3. , с. 700—701.
  4. , с. 701.
  5. Касаткина Л.И. Любимый партнер // Андрей Попов / Под ред. Ю. Шуба. — М. : Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. — С. 195.
  6. Войнович В.Н. Автопортрет: роман моей жизни / под ред. Ю. Шуба. — М. : Эксмо , 2010. — С. 459—460. — 880 с. — ISBN 978-5-699-39002-1 .
  7. . Сайт театра «Школа драматического искусства». Дата обращения: 16 сентября 2023.
  8. . Официальный сайт Владислава Ветрова. Дата обращения: 16 сентября 2023.

Литература

  • Буткевич М. М. К игровому театру: В 2 т. / Под общ. ред. А. И. Живовой. — М. : РАТИ — ГИТИС, 2010. — Т. 1. — 703 с.
  • Живова А.И. Об авторе этой книги // К игровому театру: В 2 т. / Под общ. ред. А. И. Живовой. — М. : РАТИ — ГИТИС, 2010. — Т. 1 . — С. 700—701 .

Ссылки

Источник —

Same as Буткевич, Михаил Михайлович