Спектра́льная му́зыка
,
спектрализм
(
фр.
Musique spectrale
) — вид современной музыки, характерной особенностью которого является техника музыкальной композиции, опирающаяся на анализ
звукового спектра
создаваемого произведения. Выполняя подобный анализ на
компьютере
, композитор может использовать программное обеспечение, использующее
дискретное преобразование Фурье
,
быстрое преобразование Фурье
и
спектрограммы
. Спектральная композиция рождается из манипуляций с различными параметрами, полученными в результате такого анализа.
Спектральный подход к музыкальной композиции зародился во Франции в начале 1970-х годов и позднее структурно оформился в недрах парижского
IRCAM
силами таких композиторов, как
Жерар Гризе
и
Тристан Мюрай
. Мюрай считал, что спектральная музыка скорее принадлежит особой эстетической сфере, нежели является неким стилем, представляя собой не столько особый набор каких-то техник, сколько эстетическую установку, отмеченную Джошуа Файнбергом: «в конечном счёте, музыка есть звук, разворачивающийся во времени» («music is ultimately sound evolving in time»)
.
Джулиан Андерсон
отмечает, что среди крупных композиторов, считающихся спектралистами, распространено убеждение в неадекватности самого термина «спектральный» как неверного, вводящего в заблуждение и даже оскорбительного
. На стамбульской конференции 2003 года, посвящённой спектральной музыке, термин был уточнён: теперь он охватывает любую музыку, чья структура или язык основываются в первую очередь на
тембре
.
Исторический очерк
Некоторые исследователи
[
кто?
]
отсчитывают историю спектральной музыки ещё с XIX века, с работы
Германа Гельмгольца
«Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки», в которой он разрабатывал математическую теорию для объяснения оттенков звука с помощью обертонов
. Затем, уже в 1907 году,
Феруччо Бузони
опубликовал небольшой трактат «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», помимо прочего относящийся к
микрохроматической музыке
. Относящаяся к той же тематике работа
Генри Коуэлла
«Новые музыкальные ресурсы», опубликованная в 1930 году, выявила отношение между акустикой, восприятием и композицией
.
Среди композиторов-предшественников спектральной композиции можно выделить
Клода Дебюсси
,
Эдгара Вареза
,
Джачинто Шельси
,
Оливье Мессиана
,
Дьёрдя Лигети
,
Яниса Ксенакиса
,
Александра Скрябина
и
Карлхайнца Штокхаузена
. Кроме них, теоретически спектральную музыку осмысляли также
Гарри Парч
,
Генри Коуэлл
и
Пауль Хиндемит
.
Спектрализм и гиперспектрализм
Спектральная музыка как особое течение зародилась в 1970-е годы во Франции (в кругу композиторов, принадлежавших к
Groupe de l’Itinéraire
и вдохновлявшихся работами
Мориса Равеля
и Оливье Мессиана), в Германии (среди членов кёльнского ансамбля
Feedback
) и Румынии (среди композиторов, примыкавших к
Hyperion Ensemble
). Она рассматривается как реакция на
сериализм
и пост-сериализм, заявив о себе как об авангардном течении со своими собственными, уникальными композиторскими техниками. Помимо Мюрая и Гризе, к представителям спектрализма относят французских композиторов
М.-А. Дальбави
,
Ю. Дюфура
,
М. Левинаса
и некоторых других. Влияние спектрализма испытали композиторы
К. Саариахо
,
М. Линдберг
,
П. Этвёш
,
П. Нёргор
(«Voyage into the Golden Screen»)
.
В дальнейшем движение спектральной музыки вылилось в
гиперспектрализм
, к которому относят музыку композиторов (румынских по происхождению)
Я. Думитреску
и А.-М. Аврам
.
Характеристика стиля и техники
Гармония
и
оркестровка
спектралистов основывается на использовании гармоник
натурального звукоряда
и сложных созвучиях, таких как органные аккорды, колокольные тоны и пение птиц. Техники композиции спектралистов носят специфические названия — инструментальный синтез, микросинтез, макросинтез.
Прочие композиторы
-
Филипп Юрель
-
Филипп Леру
-
Кларенс Барлоу
-
Клод Вивье
-
Рольф Гельхаар
-
Йозеф Фрич
-
Месиас Майгуашка
См. также
Примечания
-
Fineberg 2000a, 2.
-
Anderson 2000, 7.
-
Reigle 2008.
-
Helmholtz H.
Die Lehre von den Tonempfindungen…— Braunschweig, 1863; Hildesheim, 1968 (рус. пер. —
Гельмгольц Г.
Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки.— СПБ, 1875)
-
Busoni F.
Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst, 1907 (русский перевод опубликован в 1912 г.)
-
Cowell H., Nicholls D.
New Musical Resources, 1930.
-
Anderson 2000, 14.
-
Halbreich 1992, p.50
-
Teodorescu-Ciocanea 2004, p. 144
Литература
-
Anderson J.
A Provisional History of Spectral Music //
Contemporary Music Review
, 2000, 19, no. 2 (Spectral Music: History and Techniques): 7-22.
-
Anderson J.
Spectral Music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians.— 2-nd edition, 2001. / edited by
and
.— London: Macmillan Publishers.
-
Logics of Worlds: The Sequel to Being and Event / translated by
Alberto Toscano
.— London, New York: Continuum, 2009.
ISBN 978-0-8264-9470-2
-
Busoni F.
Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst /
Busoni F., de Gobineau A., Hoffmann E. T. A.
Der mächtige Zauberer & Die Brautwahl: zwei Theaterdichtungen fur Musik; Entwurf einer neuen Aesthetik der Tonkunst.— Triest: C. Schmidt. 1907.
-
English edition —
Sketch of a New Esthetic of Music
/ translated from the German by Th. Baker.— New York: G. Schirmer, 1911.
-
Cohen-Lévinas D.
.— Paris: Eska, 1996.
ISBN 2-86911-510-5
-
Cornicello A.
(недоступная ссылка)
// Ph.D. Dissertation, Brandeis University, 2000.
-
Cowell H.
New Musical Resources.— New York & London: A. A. Knopf, 1930.
-
Reprinted, with notes and an accompanying essay by David Nicholls.— Cambridge [England] & New York: Cambridge University Press, 1996.
ISBN 0-521-49651-9
(cloth)
ISBN 0-521-49974-7
(pbk.)
-
Dufourt H.
Musique spectrale: pour une pratique des formes de l'énergie //
Bicéphale
, 1981. no.3:85-89.
-
Dufourt H.
Musique, pouvoir, écriture // Collection Musique/Passé/Présent.— Paris: Christian Bourgois, 1991.
ISBN 2-267-01023-2
-
Fineberg J.
Spectral Music // Contemporary Music Review. 2000. Vol. 19. Issue 2. P. 1-5. URL: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/07494460000640221?needAccess=true
-
Fineberg J.
(ed.) 2000b. Spectral Music: Aesthetics and Music.— Amsterdam: Overseas Publishers Association, 2000.
ISBN 90-5755-132-2
. Constituting
Contemporary Music Review
19, no. 3.
-
Fineberg J.
Classical Music, Why Bother?: Hearing the World of Contemporary Culture Through a Composer’s Ears.— Routledge, 2006.
ISBN 0-415-97174-8
,
ISBN 978-0-415-97174-4
.
-
Grisey G.
Tempus ex machina: A Composer’s Reflections on Musical Time // Contemporary Music Review, 1987. 2, no. 1:238-75.
-
Halbreich, Harry. 1992
Roumanie, terre du neuvième ciel
. Bucharest: Axis Mundi.
-
. 2001. «Spectralism».
Contemporary Music Review
19, no. 3:11-14.
-
Helmholtz H.
Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik.— Braunschweig: Friedrich Vieweg und Sohn, 1863.— Second edition 1865; third edition 1870; fourth revised edition 1877; fifth edition 1896; sixth edition, edited by Richard Wachsmuth, Braunschweig: A. Vieweg & Sohn, 1913 (Facsimile reprints, Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1968; Frankfurt am Main: Minerva, 1981; Hildesheim & New York: G. Olms, 1983, 2000
ISBN 3-487-01974-4
; Hildesheim: Olms-Weidmann, 2003
ISBN 3-487-11751-7
; Saarbrücken: Müller, 2007
ISBN 3-8364-0606-3
).
-
Translated from the third edition by Alexander John Ellis, as
On the Sensations of Tone as a Physiological Basis for the Theory of Music
. London: Longmans, Green and Co., 1875; second English edition, revised and corrected, conformable to the 4th German edition of 1877 (London and New York: Longmans, Green, and Co., 1885); third English edition 1895; fourth English edition 1912; reprint of the 1912 edition, with a new introduction by Henry Margenau, New York: Dover Books, 1954
ISBN 0-486-60753-4
; reprint of the 1912 edition, Whitefish, Montana: Kellinger Publishing, 2005,
ISBN 1-4191-7893-8
-
Humbertclaude E.
La Transcription dans Boulez et Murail: de l’oreille à l’éveil.— Paris: Harmattan? 1999.
ISBN 273848042X
.
-
Joos M.
'La cloche et la vague': Introduction à la musique spectrale—Tristan Murail et Jonathan Harvey //
Musica falsa: Musique, art, philosophie
, 2002. no. 16 (Fall): 30-31.
-
Le tournant des années 70: de la perception induite par la structure aux processus déduits de la perception // Le temps de l'écoute: Gérard Grisey ou la beauté des ombres sonores, edited by Danièle Cohen-Levinas, 103-33.— Paris: L’Harmattan/L’itinéraire, 2004. Contains many typographical errors;
-
Moscovich V.
French Spectral Music: An Introduction //
Tempo
new series, 1997. no. 200 (April): 21-27.
-
Reigle R.
Spectral Musics Old and New // Spectral World Musics: Proceedings of the Istanbul Spectral Music Conference, edited by Robert Reigle and Paul Whitehead.— Istanbul: Pan Yayincilik, 2008.
ISBN 9944396273
.
-
Rose F.
Introduction to the Pitch Organization of French Spectral Music //
Perspectives of New Music
, 1996. 34, no. 2 (Summer): 6-39.
-
Surianu H.
Romanian Spectral Music or Another Expression Freed // Contemporary Music Review, 2001. 19, no. 3:23-32, translated by Joshua Fineberg.
-
Sykes C.
Spiritual Spectralism: The Music of Jonathan Harvey // Musicworks: Explorations in Sound, 2003. no. 87 (Fall): 30-37.
-
Teodorescu-Ciocanea L.
Timbrul Muzical, Strategii de compoziţie.— Bucharest: Editura Muzicală, 2004.
ISBN 9734203444
.
-
Литвинова О. А.
Основы спектрального метода Тристана Мюрая // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции 21-22 марта 2016 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО "Институт развития образования, 2016. С. 78-80.
-
Литвинова О. А.
Эстетические взгляды Мюрая: к теории спектрального метода // Научная дискуссия современной молодежи: Сб. статей по материалам Международной конференции 28 октября 2016 года. — Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 343—346.
-
Литвинова О. А.
О феномене спектральной музыки // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Сб. статей по материалам XII Международной научно-практической конференции 12 февраля 2016 года. — Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2016. С. 444—451.
-
Литвинова О. А.
К определению понятия «спектральная музыка» // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции 29 марта 2017 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Изд-во ООО ПКФ «Триада», 2017. С. 76-79.
Ссылки
-
Михайлова A.
-
(недоступная ссылка)
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|