Якоби (потомки Симона)
- 1 year ago
- 0
- 0
Симо́на Адольфи́на Вейль (Вайль) ( фр. Simone Adolphine Weil ; 3 февраля 1909 года , Париж — 24 августа 1943 года , Эшфорд , Англия) — французская религиозная мыслительница и философ . Сестра математика Андре Вейля .
Родилась в состоятельной еврейской семье . Окончила лицей Генриха IV (1927), где испытала влияние Эмиля Шартье . Окончила Высшую нормальную школу , где училась в 1928—1931 гг. философии и классической филологии. После окончания в 1931—1938 гг. преподавала философию в школах в городах Франции.
Была сторонницей марксизма , троцкизма и анархизма . Ещё в 10-летнем возрасте, в 1919 году, она объявила себя «большевичкой». Присоединилась к рабочему движению с юного возраста, писала политические воззвания и участвовала в уличных демонстрациях. Была вовлечена во всеобщую забастовку 1933 года. В 1932 году посетила Германию, чтобы помочь марксистским активистам в антифашистской борьбе, а после прихода в 1933 году к власти нацистов предоставляла приют немецким левым эмигрантам, бежавшим от гитлеровского режима (в том числе активистам Социалистической рабочей партии Якобу Вальхеру и Паулю Фрёлиху ).
Она так никогда и не вступила в коммунистическую партию и становилась всё более критичной к советской модели, указывая, что Маркс не предвидел, что эксплуататоров-капиталистов сменят новые угнетатели-бюрократы. Она участвовала в «Кружке демократических коммунистов» Бориса Суварина . В конце декабря 1933 года она помогла изгнаннику Льву Троцкому провести тайные встречи на квартире своего отца, доктора Вейля. Однако Вейль и Троцкий полемизировали по поводу перспектив диктатуры пролетариата.
В 1934—1935 гг. она, чтобы узнать жизнь пролетариата , была разнорабочей на автомобильных заводах (одним из которых был Renault) и писала в левой прессе о тяжёлых условиях труда.
В 1936 году, несмотря на свой пацифизм , отправилась в Испанию с удостоверением журналиста, чтобы участвовать в Гражданской войне на стороне республиканцев в отряде анархистов — « колонне Дуррути ». Прибыв в Барселону, встретилась с лидерами ПОУМ Андреу Нином , Хулианом Горкином и Вилебальдо Солано , требуя отправить её на поиски их товарища, её знакомого Хоакина Маурина . Те её отговаривали «жертвовать себя понапрасну», но она присоединилась к анархистской сентурии Себастьяна Фора , где её, впрочем, тоже не допустили к боевым задачам из-за слабого зрения. По той же причине она случайно получила тяжёлый ожог, наткнувшись на котел с кипящим маслом, и попала в госпиталь, где её разыскали родители и вернули домой. Через месяц отряд, в который она вступила, был практически уничтожен (в том числе погибли все женщины в его составе).
Успехи Франко и вмешательство сталинского руководства СССР в дела республиканцев нанесли тяжёлый удар её мировоззрению. Она разочаровывается в идеях социализма и коммунизма , всё более приобщаясь к христианской мистике.
В 1938 г. на Страстной неделе Вейль, бывшая еврейкой и атеисткой , становится сторонницей христианства . Она не только не стала прихожанкой, но даже и не крестилась, видя своё призвание в том, чтобы доказать, что можно быть христианкой вне церкви.
Во время Второй мировой войны жила в доминиканском монастыре в Марселе и была участницей Сопротивления , в 1942 г. бежала в Англию, где примыкала к «Свободной Франции» Шарля де Голля и готовила для неё радиопередачи, хотя во многом и не разделяла его убеждений. Во время войны в знак сочувствия к узникам нацизма ограничила потребление пищи до уровня пайка в гитлеровских концлагерях. Это привело её к преждевременной смерти от сердечной недостаточности, осложнённой туберкулёзом.
Большая часть ею написанного была опубликована лишь посмертно и была переведена на десятки языков. В Швеции над популяризацией Симоны Вейль с 1959 года работала критик и литературовед Маргит Абениус .
Помимо христианства на её убеждения повлияли иудейский и древнегреческий мистицизм, даже индуизм и буддизм . Тем не менее Вейль отрицательно относилась к обрядовой стороне религии. Главное внимание она уделяла вопросу страдания, особенно страданию невиновных. В ранний период Вейль подходила к этому вопросу с позиций марксизма и социализма, считая необходимым социальное переустройство общества. Позднее она считала главной необходимость восстановления связей человека с природой и обществом, «корней», по её выражению, которые в современном обществе разлагает влияние денег, власти и идеологии. Одним из методов восстановления корней Вейль считает «одухотворение труда». Вейль уподобляет труд смерти и причащению .
Опираясь на свою философскую интуицию, Симона Вейль по кусочкам, разбросанным по разным эпохам, от древности до Новейшего времени, собирает теоретические положения, которые могли бы способствовать пересмотру отношений тела, души и мира. Из-за новизны темы исследований изыскания Симоны отстояли довольно далеко от философского мейнстрима .
С одной стороны, Симона Вейль сохраняет присущий западной онтологии постулат о противопоставлении тела и души, где телу предписывается роль безусловно подчинённая, а душе — главенствующая. С другой стороны, Вейль чувствует напряжённость и проблематичность этого антагонизма, что заставляет её всегда возвращаться к мотиву примирения души и тела, а также к попыткам создать новый способ говорить о них. Данный Симоной ответ оказывается новым для европейской метафизики: отчуждённый труд разобщил тело и душу, лишив первое смысла, а вторую — иного способа выжить на земле. Симона Вейль изучала современные ей отношения человека и быстро развивающейся техники, размышляла о прогрессе и его критериях. Познавая степень авторитарности машины как инструмента власти, Симона пришла к выводу, что и тело — этот угнетатель души — теперь угнетено. Сформировавшийся трудовой распорядок превращает тело в автомат, оно становится ближе к механизму, чем к животному, и тем самым парадоксально вводит человека в животное состояние. Разобщённые ум (душа/дух) и тело становятся инертными, неспособными на субъектность и свободу. От противного Симона Вейль открывает важность симфонии тела и души и впоследствии размышляет о необходимости реформировать науку и технику, чтобы они давали не бо́льшую производительность, но бо́льшую свободу, обеспечить вместе с благополучием «соглашение между человеком и природой, между душой и телом». По этой причине она отрицательно относилась к СССР , ведь, по мнению Симоны, под прогрессом там понимали только наибольшую эффективность. Выводы Симоны Вейль также во многом противоречили идеям тогдашнего анархизма , стоящего на позициях позитивизма ( Кропоткин ) и атеизма ( Гольдман ) .
Симона Вейль видит решение поставленной ей проблемы не в преклонении перед техникой и не в механизации человека (автоматизироваться должно только производство), но, во-первых, в пересмотре феномена природы и отношения человека с ней, а во-вторых, в сближении искусства и науки, чтобы мыслить более широко. В обретении согласия между телом и душой Вейль видит задачу преодоления власти, разделившей и поработившей их .
|
Раздел ссылок
нуждается в переработке
или в нем указано
слишком много ссылок
.
|