Тридцать шесть бессмертных поэтов
- 1 year ago
- 0
- 0
«Шесть япо́нских садо́в» ( англ. Six Japanese Gardens ) — программный цикл финского композитора Кайи Саариахо для ударника соло и электроники.
Создан в 1993—1994 годах по заказу . Впервые исполнен 12 июля 1995 года японским перкуссионистом Синъити Уэно. В нотном издании посвящён памяти японского композитора Тору Такемицу (1930—1996).
Партия электроники представляет собой заранее записанные звуковые фрагменты, запускаемые исполнителем с помощью педали соответственно указаниям в нотах.
Цикл состоит из шести частей, изображающих шесть садов города Киото , которые Саариахо посетила во время визита в Японию летом 1993 года. Общее время звучания — около 18—19 минут.
Вступительная часть, целиком в
размере
2
4
, имеет простой монотонный ритм из одинаковых
четвертных нот
. Под электронное сопровождение — запись стрёкота
сверчков
и обработанное на компьютере ритуальное пение — солист по очереди представляет слушателю основные инструментальные тембры, от более светлых к более тёмным:
треугольник
,
античные тарелочки
,
тарелку
,
деревянную коробочку
,
бубен
,
щелевой барабан
, пару небольших
гонгов
и, наконец, три
литавры
, причём всякий раз предыдущий тембр продолжает звучать ещё некоторое время вместе с появившимся новым.
Во второй части, по контрасту с предыдущей, возникают сложные ритмические рисунки и резко переменный
метр
; к примеру, первые такты нотированы соответственно как
2
4
,
3
8
,
9
16
,
2
4
,
3
4
,
10
16
… Электронное сопровождение — обработанное пение и звуки маленьких
ручных тарелочек
.
Шумная часть, начинающаяся с удара в большой тамтам ; далее важную роль играют также гулкие литавры. Электронное сопровождение — дополнительная группа ударных инструментов.
Электронное сопровождение — сильно искажённая запись пения. Используются только инструменты без определённой высоты звука: в построениях тарелок, гонгов и щелевого барабана беспокойное, тревожное возбуждение то нарастает, то снова ослабевает (пометки в нотах: calmo — espressivo — poco furioso — calmo — poco a poco più agitato — furioso — calando, rit. ).
Единственная часть, в которой электронное сопровождение отсутствует. В тишине звучат изысканные полиритмические сочетания негромких звуков светлых тембров.
При размере
2
4
квинтолям
для одной руки солиста — делению тактовой доли на 5 равных длительностей — противопоставляется у другой руки деление той же доли на 2, затем на 3, на 4 и на 6. В концовке части размер меняется на
3
4
, и две руки сопоставляют деление доли соответственно на 2 и на 6 равных частей: ритмическая сложность исчезает, поскольку число 6 кратно числу 2.
Партия каждой руки записана на отдельном нотоносце. В одном голосе, использующем только инструменты с не определённой композитором высотой звука (и, по-видимому, символизирующем природу, мхи, которыми зарастал покинутый и дичающий храмовый сад), постепенно становится всё больше нот на единицу времени, а в другом — всё меньше.
Яркий финал, начинающийся с нарастающих раскатов литавр ( crescendo dal niente ) и заканчивающийся угасающим позвякиванием треугольника ( diminuendo al niente ); инструменты появляются в порядке, обратном порядку в первой части. Электронное сопровождение — тремоло дополнительной группы ударных.