Interested Article - Мачерет, Александр Вениаминович

Алекса́ндр Вениами́нович Мачере́т ( 1896 , Баку 1979 , Москва ) — советский кинорежиссёр , сценарист , киновед и педагог, теоретик кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).

Биография

Родился 28 декабря 1896 года в Баку .

В 1914—1915 годах учился в Парижском университете . В 1922 году окончил факультет общественных наук Московского университета . В 1922—1923 годах работал юрисконсультом Мособлисполкома.

В 1922—1924 годах — актёр, художник театральной мастерской Николая Фореггера («Мастфор») , в 1924—1928 годах — режиссёр, художественный руководитель театра « Синяя блуза ». Участвовал в работе живой газеты «Смычка» . В 1928—1930 годах — член коллегии защитников . Жил с отцом, Вениамином Исааковичем Мачеретом, на Гоголевском бульваре , дом 15, кв. 4 .

В 1928—1930 годах — режиссёр и член правления клуба «Красная Звезда» в Берлине . В книге «Три года в Берлинском торгпредстве» Тамара Солоневич писала о нём :

Небольшого роста, кругленький и добродушный, человек этот обладал царственным дарованием Юмора, с большой буквы. Достаточно ему было появиться на сцене и сказать несколько слов, как зал уже радостно ржал в ответ, все сразу веселели, морщины разглаживались. (...) С Мачеретом клубная жизнь оживилась, начались любительские постановки в стиле Синей Блузы, причем Мачерет сам сочинял злободневные пьесы в стихах, полные добродушной иронии с намеками на торгпредских служащих. Мачерет работал действительно не за страх, а за совесть. (...) Нужно добавить, что у Мачерета было еще одно незаменимое свойство — он удивительно умел уговаривать людей. Из этого свойства и вытекал его успех во всех начинаниях. Правда, только по первоначалу. Через год на Мачерета стали косо поглядывать, а через год и два месяца он тихо и незаметно исчез с берлинского горизонта, и на его месте в клубе появилась новая мрачная фигура какого-то бывшего чекиста.

Вернувшись в Москву, работал ассистентом у Юлия Райзмана на фильме « Земля жаждет ». Весной 1931 года был назначен заведующим сценарным отделом Московской кинофабрики . В 1932 году на экраны вышел его режиссёрский дебют — фильм «Дела и люди», посвящённый ударникам Днепростроя .

В 1935 году по его сценарию «Окрыленные люди» Юлий Райзман поставил фильм « Лётчики ». В 1936 году по сценарию Валентина Катаева снял один из первых оборонных фильмов о будущей войне «Родина зовёт».

В 1938 году поставил по сценарию Юрия Олеши антифашистский фильм « Болотные солдаты », где характерный актёр Семён Межинский исполнил роль аптекаря-еврея. В 1939 году на экраны вышла его шпионская кинодрама « Ошибка инженера Кочина » по мотивам пьесы братьев Тур и Льва Шейнина «Очная ставка», в которой были показаны различные типы шпионов.

Член художественного совета киностудии «Мосфильм» (1940) . В 1940 году в содружестве с Всеволодом Пудовкиным и Эсфирь Шуб написал сценарий юбилейного киноочерка «Кино за 20 лет». В 1941 году поставил экспериментальный киносборник « Цветные киноновеллы » («Свинопас» и «Небо и ад»). По оценке российского киноведа Петра Багрова , «Свинопас» — «быть может, единственная безупречная экранизация Андерсена за всю историю советского кино» . 7 июля 1941 года был включен в состав редакции «Боевых киносборников».

В 1942—1943 годах — художественный руководитель Ташкентской киностудии , в 1944—1948 годах — Свердловской киностудии . Его работа подверглась критике в статье «За три года — три картины», опубликованной 17 января 1948 года в «Комсомольской правде» . Фильм « Страницы жизни », поставленный им в 1948 году совместно с Борисом Барнетом , был раскритикован за «наличие фальшивой формалистической условности и бескрылый натурализм» и стал его последней режиссёрской работой.

В 1949 году в ходе кампании по борьбе с космополитизмом как «неотвечающий повышенным требованиям» был отстранён от режиссуры и переведён на работу заведующим литературной частью Театра-студии киноактёра .

В 1951—1955 годах работал заместителем директора по научной части Госфильмофонда СССР . Под его руководством была впервые предпринята систематизация фильмографических сведений о всех советских художественных фильмах и создан уникальный многотомный каталог. Затем был членом редколлегии «Ежегодника кино» .

В 1960—1962 годах ассистировал Евгению Габриловичу в руководстве сценарной мастерской на Высших сценарных курсах , а в 1964—1966 годах преподавал работу с актёром на отделении режиссёров-постановщиков художественного фильма Высших курсов сценаристов и режиссёров .

Автор ряда книг и статей по вопросам истории и теории кино.

Могила на Кунцевском кладбище

Умер 12 сентября 1979 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище .

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Актёр

Сочинения

  • // Синяя блуза : журнал. — 1926. — Сентябрь ( № 41 ). — С. 16—19 .
  • // Пролетарское кино : журнал. — 1932. — № 13—14 . — С. 11—13 .
  • // Советское кино : журнал. — 1933. — № 7 . — С. 8—12 .
  • Актер и кинодраматург. – Москва: Искусство, 1955. — 192 с.
  • Herec a filmový dramatik / Alexandr Veniaminovič Mačeret; Přel. dr. Otakar Váňa. — Praha: Státní pedagogické nakl., 1958. — 137 с.
  • Художественные течения в советском кино. — Москва: Искусство, 1963. — 335 с.
  • Реальность мира на экране. — Москва: Искусство, 1968. — 312 с.
  • Художественность фильма. — Москва: Искусство, 1975. — 255 с.
  • О поэтике киноискусства / Александр Мачерет. — М.: Искусство, 1981. — 304 с.

Звания и награды

Примечания

  1. // Жизнь искусства : журнал. — 1925. — 30 июня ( № 26 ). — С. 21 .
  2. // Новый зритель : журнал. — 1924. — 18 ноября ( № 45 ). — С. 14 .
  3. . Дата обращения: 23 февраля 2021. 9 июня 2018 года.
  4. . Дата обращения: 23 февраля 2021. 2 мая 2020 года.
  5. . Дата обращения: 23 февраля 2021. 9 апреля 2017 года.
  6. Солоневич Т. В. Три года в Берлинском торгпредстве. — София: Изд-во «Голос России», 1938. — С. 176—177. — 256 с.
  7. Ромм М. И . О себе, о людях, о фильмах. — М.: Искусство, 1981. — С. 119. — 478 с.
  8. // Вечерняя Москва : газета. — 1940. — 29 ноября ( № 277 (5105) ). — С. 3 . 29 января 2020 года.
  9. Багров П. . Журнал «Сеанс» (7 марта 2006). Дата обращения: 28 августа 2020. 31 октября 2020 года.
  10. Меньшиков М. // Комсомольская правда : газета. — 1948. — 17 января ( № 14 (6953) ). — С. 3 .
  11. Искусство кино : журнал. — 1949.— № 1. — С. 2.
  12. от 28 января 2021 на Wayback Machine . — М.: НИИК ВГИК, 2012. — С. 1001. — 2759 с.
  13. Малышев В. С. Госфильмофонд: земляничная поляна. — М.: Пашков дом, 2005. — С. 102. — 319 с. — ISBN 5-7510-0338-1 .
  14. Искусство кино : журнал — 1967. — № 3. — С. 83.
  15. от 9 июля 2021 на Wayback Machine // Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  16. от 11 июня 2020 на Wayback Machine / Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  17. . Дата обращения: 26 марта 2012. 7 апреля 2014 года.
  18. . www.kinoglaz.fr . Дата обращения: 28 августа 2020. 3 декабря 2015 года.
  19. Наумов О., Артизов А . Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917—1953 гг. — М.: Международный Фонд Демократия, 1999. — С. 710. — 868 с. — ISBN 5-85646-040-5 .

Ссылки

  • Мачерет А . // Киноведческие записки : журнал. — 2008. – № 86. — С. 246—251.
  • Мачерет Ю . // Киноведческие записки : журнал. — 2008. — № 86. — С. 256—259.
Источник —

Same as Мачерет, Александр Вениаминович