Воронцов, Игорь Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
И́горь Миха́йлович Краси́льников (род. 25 ноября 1952 года ) — российский композитор , пианист и педагог — пропагандист электронного музыкального творчества, ведущий российский эксперт в области электронной музыки , создатель новых учебных дисциплин «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для детских школ искусств и учреждений дополнительного образования ; член Союза композиторов России ( 1979 ), доктор педагогических наук ( 2007 ), профессор Московского института открытого образования , ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской Академии Образования , главный редактор журналов «Музыка и электроника» и «СИНTerra», член редакционных советов журналов « » и «Музыка в школе», председатель жюри Международного конкурса творчества «Музыка и электроника», Всероссийского конкурса электронного музыкального творчества детей и юношества «СИНTerra», региональных конкурсов электронного музыкального творчества детей и юношества в Москве , Иванове , Ижевске , Красноярске , Мытищах , Новотроицке , Новочебоксарске , Сыктывкаре , Тольятти , Ярославле .
И. М. Красильников родился 25 ноября 1952 года в Одессе .
В 1976 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классам композиции (у профессора Е. К. Голубева ) и фортепиано (учился у профессоров Л. Н. Оборина и М. С. Воскресенского ).
В 1979 году с отличием окончил ассистентуру-стажировку по классу композиции (у профессора Е. К. Голубева).
С 1979 года — член Союза композиторов СССР , а с 1990 года — член Союза композиторов России.
Преподавал инструментовку в Московской консерватории (1979 — 1987 ), а также вёл класс фортепиано в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М. А. Шолохова ( 1992 — 1996 ).
С 1997 года — кандидат педагогических наук . Тема кандидатской диссертации: «Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах)».
С 2007 года — доктор педагогических наук. Тема докторской диссертации: «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования».
Главной проблемой современной педагогики, с которой она пока справляется плохо, является воспитание творчески и нравственно развитой личности. Причина тому – недостаточное внимание в школе к предметам художественного цикла, которые являются единственными, способными обеспечить решение данной проблемы... Я вполне понимаю Кабалевского, который десятилетия своей жизни отдал педагогике, принеся ей в жертву свои музыкально-творческие проекты. Кстати, Дмитрия Борисовича считаю крёстным отцом своего педагогического творчества – именно он предложил мне серьёзно заняться сферой массового музыкального образования. Памяти Кабалевского посвящён мой струнный квартет №2.
Область научных интересов И. М. Красильникова связана с проблемой развития электронного музыкального творчества в системе художественного образования. По данной тематике им опубликовано свыше 240 научных и методических работ.
На курсах подготовки преподавателей по классу клавишного синтезатора и студии компьютерной музыки, проведённых И. М. Красильниковым в 38 городах России, прошли обучение несколько тысяч работников художественного образования :
Авторская методика приобщения учащихся к электронному музыкальному творчеству доказала свою эффективность и получила широкое распространение в педагогической практике. Классы и отделения разработанных Красильниковым учебных дисциплин в музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного музыкального образования стали открываться по всей стране. И сегодня на основе методики Красильникова осуществляется обучение в нескольких тысячах подобных учреждений.
Абсолютное большинство педагогов, ведущих сегодня в России занятия по классу электронных инструментов, — это либо ученики И. М. Красильникова, либо ученики его учеников.
Кроме композиции, И. Красильников много внимания уделяет проблемам внедрения электронного музыкального творчества в массовое музыкальное образование. Он автор многих и многих статей по этой тематике. Под его редакцией создана «Программа» по обучению игре на синтезаторе для музыкальных учебных заведений.
За большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и педагогики И. М. Красильников был награждён Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2011 г.), Почетной грамотой Российской Академии образования (2012 г.), Золотой медалью Союза Московских композиторов (2012 г.), а также Почётными грамотами руководства Российского государственного профессионально-педагогического университета, Управлений культуры различных регионов России и других профильных организаций.
И. М. Красильников представляет Россию на крупнейших международных конференциях , посвящённых различным вопросам и проблемам музыкальной педагогики .
И. М. Красильников выступал с сольными концертами фортепианной музыки в Москве , Берлине , Халле и других городах. Записал большое количество произведений композиторов XX века в фонд радио в Москве и компакт-диск фортепианной музыки в Берлине
Исполнительское мастерство Красильникова сочетает изящество пианизма, утончённую манеру интонирования с блестящей виртуозной техникой, мощью звучностей, бесконечными градациями выразительности. Трактовка исполняемых им сочинений поражает глубокой интерпретацией образно-поэтической сферы сочинения, философским прочтением композиторского замысла, сосредоточенностью.
И. М. Красильников выступает также с авторскими концертами музыки для клавишного синтезатора.
И. М. Красильников является автором 45-и опусов музыкальных произведений — оркестровых , камерных , вокальных , хоровых .
Сочинения композитора Красильникова характеризует яркая эмоциональность, рельефность музыкальных образов, проникновенная мелодика, достигающая самого сердца и остающаяся в памяти. Его композиторскому почерку свойственно мастерское использование богатейших ресурсов музыкальной выразительности современности, где музыкальный язык соединяет в себе как новаторские тенденции, так и органичный сплав традиций многовековой истории музыки.
Многогранное творчество композитора Игоря Михайловича Красильникова органично вписывается в культуру современности. Но при этом музыка его – одухотворенная, словно «ностальгирующая» по лучшим временам, — живет словно вне времени. Видимо, сочиняя её, автор вовсе не думал о кратковременных модных течениях, а думал о вечном…
Композиторов, говорящих своим собственным голосом немного, и Игорь Красильников из их числа… «Мы показали концерт в двух отделениях с разными сочинениями одного композитора, и они все очень достойны, - сказал после одного из концертов Н.Н. Некрасов / народный артист СССР, профессор /. — Думаю, что эти сочинения непременно войдут в репертуар русского народного оркестра. К творчеству И. Красильникова обязательно будут обращаться следующие поколения музыкантов. Я убежден в этом».
Слушая яркие изобразительные произведения автора, понимаешь, что И. М. Красильников является продолжателем русской традиционной композиторской школы и таких мастеров как композиторы «Могучей кучки», Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов. Он замечательный мелодист. Вновь услышанные мелодии сразу запоминаются и потом возникают в памяти, поднимают настроение. Хочется сказать об И. М. Красильников, что он превосходный интрументовщик. Он знает и чувствует душу каждого инструмента. От того-то и возникает ощущение гармонии, красоты, полноты и разнообразия в каждом произведении.
Симфоническое мышление автора определяет тщательность проработки деталей и придаёт звучанию народного оркестра глубину и многоплановость. Сложный современный язык с использованием переменных размеров, диссонансов индивидуализирует звучание, нисколько не утяжеляя его. Даже применение синтезатора в «Причудах» (в исполнении автора) не создаёт впечатления чужеродности. «Симфониетта на русские темы» в 4 частях даёт возможность услышать не только традиционные группы оркестра, но и множественные сольные партии — гуслей, гармоник или контрабасов. Убеждаешься, что композитор знает оркестр досконально и даёт ему возможность выступить на пределе художественных возможностей — от блестящего, яркого, фееричного звучания до изысканно мягкого, светлого, волнующего душу.
Произведения И. М. Красильникова являются предметом научного анализа:
В симфониетте И.М. Красильникова представлен оригинальный образец органичного взаимодействия фольклора и инвариантных особенностей жанра симфонии. Используя выразительные возможности большого оркестра русских народных инструментов, особенности современного музыкального формообразования, композитор реализовал оптимистическую концепцию надежды на светлое будущее —- в единстве человека и природы.
Произведения для симфонического оркестра:
Произведения для оркестра русских народных инструментов:
Произведения для духового оркестра:
Камерные произведения:
Хоровые произведения:
Произведения для детей:
Ряд произведений И. М. Красильникова отмечены на национальных конкурсах: «Симфониетта на русские темы» для оркестра русских народных инструментов — первая премия в 1978 году , Симфония № 1 — первая премия в 1980 году , струнный квартет № 1 «Донские песни» — диплом в 1985 году на международном фестивале в Москве.
Сочинения И. М. Красильникова были публично исполнены в России и СНГ, а также — в Германии, Финляндии, Венгрии, Португалии, Франции, Голландии, Нидерландах, Дании, Великобритании и других странах. Некоторые — многократно. Например, струнный квартет № 1 «Донские песни» исполнялся пятью профессиональными коллективами, симфонический цикл «Зовы дальних миров» — тремя.
Оркестровыми сочинениями композитора дирижировали: Б. С. Ворон, В. П. Гусев, И. Б. Гусман, Б. А. Диев, В. Б. Дударова, Н. Н. Калинин, Д. Г. Китаенко, С. М. Колобков, Э. С. Маковский, Ф. Ш. Мансуров, Г. И. Мустя, Н. Н. Некрасов, Л. В. Николаев, В. А. Понькин, Г. П. Проваторов, В. Ю. Раппопорт, Э. А. Серов, В. С. Синайский, П. Ш. Сорокин, В. И. Федосеев, И. И. Чалышев, Г. Н. Черкасов, А. В. Шлячков, П. А. Ядых и др.
Сочинения для детского хора И. М. Красильникова исполняли коллективы под управлением Т. В. Кулеминой, М. Г. Обшадко, А. С. Пономарева, В. С. Попова, Л. К. Сивухина. Среди камерных составов и исполнителей-солистов музыки Красильникова — квартет им. Чайковского, Глазунов-квартет, Московский струнный квартет, А. Е. Винницкий (скрипка), М. С. Воскресенский (фортепиано), А. Ю. Клечевский (фагот), А. П. Мартынов (тенор), А. В. Рязанов (гобой) и другие коллективы и солисты.
Музыка Игоря Красильникова многократно звучала по центральным советским и российским каналам радио, транслирующим на Россию и многие зарубежные страны. На Радио России прошли передачи, целиком посвященные его творчеству. Оркестровые произведения звучали по радио Германии (Прелюдия) и Нидерландов (Симфония № 3).
Большое количество сочинений Красильникова выпущено издательствами: «Советский композитор», «Композитор», «Музыка», «Владос», «Классика-XXI», «Дека-ВС», МГИМ им. А. Г. Шнитке, «Supraphon» (Чехословакия), «Neue Musik» (Германия) и др.
И. М. Красильниковым написана музыка к кинофильмам (16), спектаклям (5) и компьютерным играм (3).
Среди кинофильмов, мультфильмов и компьютерных игр, музыку к которым написал И. М. Красильников:
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|