Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Караул — имение одной из ветвей рода Чичериных в Тамбовской губернии.
История села Караул, предположительно, берёт своё начало с основанного ещё в начале XVII века на высоком крутом берегу реки Ворона наблюдательного поста — Караула, призванного нести дозорную службу по охране южных рубежей русского царства от набегов кочевников. Первые из сохранившихся документов по истории села — описи и метрические книги Троицкой церкви 1800 года. Опись от 1802 года свидетельствует, что в это время маленькая деревянная церковь крайне обветшала. В 1806 году она была заменена каменной, храмоздатель — владелец села, генерал-майор Иосиф Яковлевич Арбенев .
В 1818 году владельцем имения стал Сергей Васильевич Вышеславцев, дед и Алексея Владимировичей Вышеславцевых.
В 1837 году имение купил известный тамбовский дворянин Николай Васильевич Чичерин (1801—1860) . Именно он начал возведение нового усадебного комплекса. Строительство нового усадебного дома было поручено архитектору ; в 1849 году Чичерины переехали в усадьбу, продав дом в Тамбове. Для устройства сада был приглашён из Пензы учёный-садовод .
После смерти Н. В. Чичерина и раздела имущества имение перешло во владение старшего сына, Б. Н. Чичерина . Во время путешествия по Европе в 1864—1865 годах Борис Николаевич Чичерин положил начало своему собранию картин: в Гааге были приобретены два фамильных портрета , оттиск гравюры на дереве Лукаса ван Лейдена «Вергилий в корзине».
Выйдя в отставку, Б. Н. Чичерин занялся хозяйством — «более по обязанности, нежели по вкусу» . В это время доминантами усадьбы являлись главный дом и церковь. Дом по своему внешнему виду напоминал крепость; он представлял собой кирпично-деревянное оштукатуренное 2-3-хэтажное строение в английском коттеджном стиле. С юго-восточной стороны к нему примыкала каменная терраса. Общая площадь дома составляла более 1500 метров. В доме насчитывалось 38 комнат. Гостиную дома украсили: коллекция полотен русских ( Тропинин , Боровиковский , Васильев , Серов , Айвазовский и др.) и западноевропейских художников : Веласкес , Веронезе , Рибера , Ливенс , Ван-Гойен ; мейсенский фарфор , унаследованный женой; старинная мебель .
Каретный двор, автором проекта которого был близкий друг семьи Чичериных Сергей Баратынский — младший брат поэта Баратынского , имел вид каменной зубчатой крепости в готическом стиле.
Парк украшали две главные аллеи, шедшие почти параллельно — липовая въездная и берёзовая, ведущая к церкви. Также в парке была заложена сосновая аллея, разделявшая два фруктовых сада. Помимо этого существовали дубовая, вязовая, каштановая, лиственничная и сливовая аллеи. Часть парка возле дома и церкви была выполнена в регулярном стиле, далее по склону к реке парк переходил в пейзажный (английский) стиль.
В 1872 году у гостившего в имении брата Василия Николаевича родился будущий нарком Г. В. Чичерин ; здесь прошли его детские и юношеские годы.
В 1901 году в усадьбе открылась церковно-приходская школа для крестьянских девочек (рядом, в селе находилась земская школа для мальчиков).
В 1906 году была перестроена усадебная церковь: покровский придел был упразднён; купол был расписан В. М. Васнецовым .
17 июля 1918 года Всероссийская коллегия по делам музеев при Наркомпросе РСФСР, благодаря протекции наркома иностранных дел Г. В. Чичерина, взяла усадьбу под особую охрану. Однако боевые действия в 1921 году пагубно отразились на её состоянии. В дополнение к этому в марте 1922 года было решено разместить здесь детскую колонию, школу и показательное хозяйство с аграрным уклоном . В 1924 году тамбовский губернский музей ходатайствовал перед центральным Отделом по делам музеев перевезти всё музейное имущество и библиотеку, насчитывавшую свыше четырёх тысяч книг на русском и иностранных языках по истории, праву, социологии, философии, дипломатии, искусству — в Тамбов. Однако вместе с детской колонией в период 1923—1927 годов здесь размещался музей дворянского быта , единственным служителем которого был А. В. Чичерин — см. Чичерин А. Вл. Поиски далекого прошлого. Главы из воспоминаний. — РГБ. — Ф. 334. — К. 59. — Ед. хр. 19. — Л. 1—84. Частично опубл.: Нева. — 1967. — № 8. — С. 181—187.
В 1927 году усадьбу сняли с охраны. Книжное собрание Чичериных практически полностью вошло в фонды библиотеки им. Ленина ; коллекция живописи, мебель и фарфор перевезли в губернский музей Тамбова; другие предметы искусства — в музеи Москвы и Ленинграда .
В 1993 году детский дом перевели в построенное на территории усадьбы новое здание. Старая усадьба сгорела 2 ноября 1996 года. От семейного некрополя сохранились: разбитая надвое надгробная плита с могилы Н. В. Чичерина и половина плиты с могилы Алексея Борисовича Чичерина — одного из троих детей Б. Н. и А. А. Чичериных , умерших в малолетстве.
Работы по восстановлению усадьбы — памятника истории и культуры – начались только в 2010-х годах. В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 гг.)» был провёден конкурс на проектные работы по реставрации главного (барского) дома усадьбы и храма. В 2016 году был заключён контракт на первую очередь работ по реставрации Свято-Троицкой церкви и начато воссоздание главного дома усадьбы. Реализация проекта вызвала скандал, так как воссоздание сгоревшего дома (исходно построенного из дерева и покрыто штукатуркой) «в современных негорючих материалах» вылилось в постройку нового здания из железобетона . Один из руководителей Национального фонда Великобритании писал по этому поводу :
Мы видели дом в усадьбе «Караул», он принадлежал дяде министра Чичерина. Он был деревянным, но сейчас перестраивается в железобетоне. Почему, зачем? Аутентичность здания исчезла. Ещё можно как-то понять, если бы он был воссоздан в дереве. Но зачем брать абсолютно чужеродный материал? Этого я так и не смог понять.