Interested Article - Шейхан

Шейхан (буквально «княжество шейхов» ) — княжество езидских шейхов, со столицей в городе (англ.) , существовавшее с 1236 по 1832 г. Но непрерывного княжества не было.

История создания

До образования княжества шейхов в XIII веке существовали другие езидские княжества (эмираты), такие как, княжества Северный и Южный Дасени (со столицей в городе Дахук ).

В книгах [ каких? ] по истории Ближнего Востока повествуется о героической борьбе [ когда? ] езидов под командованием князя езида Мира Джафара Дасени Асинмамани ( Mor Caferк Dasinо Hesinmemanо ) против халифа [ какого? ] из династии Аббасидов . Упоминается о том, что княжество Мира Джафара находилось севернее города Мосул .

Позже [ когда? ] княжество Дасени стало известно, как Шейхан , во главе с эмирами из рода Катани, возводящих свою генеалогию к Мир Брахиму, сыну езидского святого Дарвеш Адама, ученика Шейха Шарафадина Ади . Это было единственное езидское княжество с определёнными границами, практически независимое и оказывавшее значительное влияние на соседние.

После образования княжества шейхов появились и другие княжества, например, княжества Мехмуди, Димили и Бахруни. Историк Enwer Mayi Sebaret в этой связи рассказывает [ уточнить ссылку 2797 дней ] : «300 лет тому назад в Ашуте было езидское княжество Бахруни» . Далее он пишет: «До 1236 г.п.Р.Х. г. Дахук являлся столицей существовавшего достаточно долгий отрезок времени княжества» .

После распада княжества Южный Дасени, было образовано княжество шейхов — Шейхан . Столица княжества находилась в Баадре ( Ba‘adra ).

Шейхан сыграл значительную роль в истории езидов. Этой точки зрения придерживается и историк Mehfuz Ebasi [ уточнить ссылку 2797 дней ] .

С эмирами Шейхана ( Мире Шехан ) езиды чувствовали себя уверенными и защищёнными от врагов. Но впоследствии и этому княжеству езидов, как и другим езидским эмиратам, суждено было попасть под власть завоевателей. Оно фактически просуществовало до XIX века, а представители рода эмиров езидов Шейхана и сейчас являются предводителями иракских езидов. Более того, езиды всего мира признают над собой главенство этого эмира. А традиция разносить санджаки до сих пор существует в пределах Ирака, иногда группу кавалов посылают к езидам Сирии и Турции.

Управление землями

Эмир езидов управлял племенами езидов посредством своих посланников — «кавалов» , которые одновременно были проповедниками религии Езидизм, а также исполняли функции судей. Символом власти являлись медные изображения павлина «санджак» . На каждую из общин курдов-езидов приходилось по одному санджаку. Каждый год группа из нескольких кавалов вместе с санджаком обходила все селения курдов-езидов.

Езиды составляли семь общин, каждая из которых представляла собой союз племен: езиды Шейхана, Синджара , Алеппо , Тебриза , Диярбакыра , (англ.) и езиды, проживающие на границе [ чего? ] с Арменией.

Правители

Мир Дервеш Адам

Мир Ибрагим-Дервеш Адам был прародителем рода правителей езидов. Он был первым современником Шейха Шариф Ади ибн Мусафир. В священном писании о Шейхе Шарифе Ади ибн Мусафир говорится, о том, что после того, как Мир Ибрагим узнал, что Шейх Шариф Ади ибн Мусафир прибыл в Лалеш из Великой Сирии , он сам отправился к Шейх Шариф Ади ибн Мусафир и признал его, как духовного лидера.

В это время Мир Ибрагим являлся князем области Хорасан ( Xurasan ). Его резиденция располагалась в Kelha Cerehiye .

После того как разгорелся конфликт между родом Шемсани и Адани, а также развернулась борьба между исламским правителем Мосула Бедреддином Лулу и Шейхом Сином, потомки Мира Ибрагима получили власть над княжеством Шейха и, вместе с тем, над езидами. Это управление существует до сегодняшних дней.

Мир Али Бег II

Мир Али Бег II был сыном Мира Хусейн Бега ( Hisкn Beg ), являлся лидером езидов на рубеже XIX−XX веков и внёс большой вклад в защиту их положения в Османской империи .

Он оказал сопротивление османскому правителю Мосула генералу Фирик-паше ( Firiq Pasha ) в его попытке исламизации . Фрик-паша (Омар Вахби-паша) потребовал, чтобы езиды приняли ислам. Мир Али-бег II ответил отказом. В ответ Фрик-паша направил в Шейхан армию и совершил беспрецедентную резню мирного населения. Были разрушены многие селения, множество езидов погибло, оказывая сопротивление. Лалеш был захвачен и разграблен. У езидов были отобраны священные символы религии, а храм Шейх Шариф Ади ибн Мусафир обращён в мусульманское медресе .

Некоторые езиды формально принял ислам. Среди них был и Мирза-бег, брат Мира Али-бега II, который таким образом стремился спасти народ. Али-бег II принимать мусульманство отказался, за что османские власти сместили его, назначив вместо него Мирза-бега. Как рассказывали очевидцы тех событий, лидера езидов в Баадре подвергали постоянным пыткам, постоянно заставляли ходить босиком по колючкам, предлагали ему деньги, золото, но он отказывался принимать ислам. Из-за авторитета Али-бега у езидов, его решили не убивать, а отправить в ссылку в Сивас . Всё это время рядом с ним находилась его супруга и двоюродная сестра Майян Хатун , которая всегда была предана ему, была его доверенным лицом и советником, при этом страдания Али-бега II лишь укрепили её характер.

В Сивасе рядовые езиды подкупали османских чиновников и содержали своего Мира как могли. Видя беззаконие по отношению к езидам, европейские послы протестовали и писали письма в Стамбул, в результате чего Фирик-паша был отозван, а на его место в Мосул был отправлен Сулейман Назиф-паша, мать которого была езидкой по происхождению. Он вернул езидам религиозные ценности, отобранные Фирик-пашой, и освободил Али-бега II и Майян Хатун. Езиды же не простили измены Мирза-бегу и, в свою очередь, свергли его и посадили обратно на трон Али-бега II. После возвращения из ссылки Мир Али Бег II построил много замков и крепостей езидов.

На некоторое время Миру Али Бегу удалось защитить езидов от нападений путём выплат крупных денежных сумм османцам и новому мусульманскому правителю Мосула Нури-паше. Из-за этих платежей, арабские авторы прозвали Мира Али Бега «Мире бартил» («князь взяток», «эмир-подкупщик») .

Али-бегу удалось наладить отношения с Нури-пашой и во время его правления реставрировать множество езидских святынь. Также Али-бег выплачивал мосульскому паше ежегодно от 400 до 1000 лир, чтобы тот написал книгу о езидах и езидизме , где были описаны обычаи курдов-езидов. Он добился, чтобы езидов перестали призывать в османскую армию, а также смог предотвратить преобразование Лалеша в мусульманское учебное заведение.

Али-бег также преследовал цель уберечь езидов от попыток втянуть их в войну с османцами.

Мир Тахсин Бег

Мир Тахсин Бег родился в 1931 году в Баадре. После смерти его отца Мира Саид Бега, он в возрасте 13-ти лет, стал главой езидов. Из-за своего юного возраста он руководствовался советами своей бабушки Майян Хатун. В связи с взятыми на себя обязательствами о своем народе, Мир Тахсин Бег пользовался неограниченным доверием и уважением. Являясь главой езидов, он часто становился мишенью для исламских фундаменталистов. Ввиду того, что он высказывал резкую критику в адрес иракского правительства, из-за проводимой антиезидской политики, он был изгнан в 1970 году в Лондон. Ирак приказал езидам признать угодного правительству, Мира Базида, как главу. Большинство езидов оказало сопротивление данному плану и в дальнейшем поддерживало Мира Тахсин Бега, которого представлял его брат Мир Хаири Бег. После того как политическая обстановка в Ираке, по отношению к езидам несколько разрядилась, Мир Тахсин Бег вернулся в 1982 году в Ирак.

Преемственность езидских эмиров

Регенты езидских эмиров

Майян Хатун (1913 — 1957)

См. также

Примечания

  1. .

Ссылки

  • Пирбари Д., Рзгоян Р. История езидов — цит. по .
Источник —

Same as Шейхан