Теория основного мифа
- 1 year ago
- 0
- 0
Здание основного русского фонда библиотеки им. В. В. Маяковского — историческое здание в Санкт-Петербурге . Расположено в Центральном районе города, по адресу набережная реки Фонтанки , дом 44. Объект культурного наследия России регионального значения .
Начальные сведения об участке под современным адресом набережная реки Фонтанки, дом 44, восходят к первой трети XVIII века. Согласно «Переписи дворам в Санкт-Петербурге по Фонтанной речке», составленной в 1737 году Комиссией о каменном строении, участок принадлежал контр-адмиралу, командиру Кронштадтского порта лорду Дуффусу. В 1732 году Дуффус скончался, его двор «со всеми оного принадлежностями» был выставлен на продажу, выкуплен казной и передан во владение архимандриту Варлааму, основателю Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом . В 1771 году временную церковь разобрали и устроили в восточном флигеле новую во имя преподобного Сергия Радонежского , которую освятили в сентябре 1772 года. . В следующем году Варлаам перенес в деревянный дом контр-адмирала монастырское подворье, до этого располагавшееся на берегу Ждановки . В 1751–1753 годах, предположительно по проекту П. А. Трезини , на Фонтанке было построено каменное одноэтажное на высоких подвалах здание для монахов , позже каменный дом с двумя флигелями . 7 ноября 1754 года состоялось освящение при нем походной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери . В 1771 году временную церковь разобрали и устроили в восточном флигеле новую во имя преподобного Сергия Радонежского , которую освятили в сентябре 1772 года . В 1830-1831 годах Иосиф Шарлемань расширил церковь приделом, был выполнен новый иконостас, некоторые образа для которого написал А. Г. Венецианов . Обновленный храм переосвятили 7 апреля 1831 года; в нем хранилась чтимая икона с частицей мощей преподобного, перед которой по понедельникам служили акафист, и ковчег с такой же частицей (после закрытия храма мощи и ковчег передали в Знаменскую церковь) . Вход в храм (паперть) вел с набережной Фонтанки и примыкал к соседнему дворцу Белосельских-Белозерских. Сама же церковь преподобного Сергия была обращена во двор подворья, в нижнем этаже ее находилась часовня. В 1849 году архитектор А. И. Ланге перестроил деревянную паперть в двухэтажную каменную, завершив ее звонницей в пределах третьего яруса .
В середине XIX в. дом и церковь пришли в ветхость. В 1857 году здание подворья было перестроено по проекту академика архитектуры, профессора Императорской Академии художеств А. М. Горностаева . Как указывает петербургский искусствовед и историк архитектуры В. Г. Лисовский, «в результате осуществления этого проекта план стоявшего здесь двухэтажного дома изменился незначительно, но на фасаде вместо классических сандриков появились “русские” фигурные наличники, а паперть, входившая в комплекс подворья, получила шатровое завершение; переделке подверглись и ворота во двор. Вследствие этих перемен облик здания стал ближе национальной традиции» . Вероятно, по проекту же Горностаева для Сергиевской церкви изготовили дубовый иконостас. В советское время колокольня и паперть исчезли, но вход и часть постройки сохранились.
В 1870-х годах подворье подверглось капитальной реконструкции . По проекту архитектора С. В. Садовникова здание надстроили третьим этажом и расширили. Отделку лицевого фасада на участке первых двух этажей Садовников сохранил почти полностью, добавив несколько пилястр, рустованных по первому и гладких во втором этажах. Сохранилась без изменений, вписываясь в третий ярус, колокольня. По центру здания был устроен фигурный фронтон в виде трех «кокошников», но главное — появилась новая церковь. «На свободном месте, во дворе, построен новый храм в честь Святой Троицы. Храм соединен северной стороною с прежнею церковью… Вход в новый храм остался прежний узкий, так что, желая попасть туда, нужно пройти прежнюю маленькую церковь. Над кровлей подворья возвышался церковный купол, украшенный звездами. В куполе находилось изображение бога Саваофа » . Наружные стены храма не были отштукатурены, кирпичная кладка выполнена под «расшивку» швов с последующей покраской . 12 февраля 1873 года Троицкая церковь была освящена Московским митрополитом Иннокентием. Переделке подверглись и въездные ворота подворья. Они были надстроены до трех этажей и объединены с главным зданием единым фасадом. Позже архитектор Е. И. Винтергальтер, осуществлявший переделку внутренних интерьеров, перенес парадный вход с набережной Фонтанки ближе к воротам (с 8-й на 11-ю ось). В оконном проеме была проложена новая дверь с навесом, которая в настоящее время служит входом в находящуюся здесь городскую библиотеку им. В. В. Маяковского .
C 1920 по 1923 годы на Троицком подворье действовали Петроградский богословский институт и Богословско-пастырское училище. После закрытия подворья в 1923 году в здании на Фонтанке поселился пролетарский клуб «Старая и Молодая гвардия», просуществовавший по этому адресу до 1938 года. И вновь здание подверглось серьезным изменениям. В бывшей Троицкой церкви, под церковным куполом, расположился большой зрительный зал. В куполе вместо Бога Саваофа появилось изображение эмблемы Коммунистического Интернационала молодёжи . Был разрушен мраморный иконостас, на месте алтаря устроена театральная сцена. В 1930–1931 годах церковный купол разобрали, с фасада были сбиты керамические и скульптурные детали, фигурные наличники, вместо «кокошников» над центральной частью появился единый безликий фронтон, на втором этаже установили два балкона и убрали над входами металлические козырьки на чугунных колонках . Денег на ремонт не хватало, поэтому часть церковных помещений почти не переделывалась, проводились только отделочные работы . В итоге культовый дом стал полностью соответствовать веяниям времени.
В 1939–1940-х годах в здание на набережной Фонтанки, 44, с площади Лассаля (пл. Искусств), 3, переехала Ленинградская центральная библиотека ГОРОНО, ныне Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского . В тяжелые военные годы библиотека не прекращала работу. Было организовано обслуживание читателей, сначала в бомбоубежище , а с прекращением подачи электричества — в дневные часы в вестибюле библиотеки. Ежедневно сотрудники дежурили на крыше здания, спасая его от зажигательных бомб и пожара. 7 ноября 1942 года от бомбы, брошенной на соседнее здание райкома партии (д. 42), и обвала этого здания на крышу библиотеки, рухнул потолок, завалив помещение абонемента. Но библиотека продолжала работать и помогала выживать. Пережившие блокаду ленинградцы долго помнили кипяток в подвале библиотеки, которым поили замерзших читателей. В 1946 году здание было частично отремонтировано, ликвидированы повреждения, нанесенные войной. В 1968 году дом на Фонтанке пошел на капитальный ремонт, но только в 1977 году библиотека вернулась в старое здание, полностью перестроенное под ее нужды. Путем устройства дополнительных перекрытий в высоком зале бывшего Троицкого храма и других местах рабочая площадь библиотеки увеличилась на 850 кв. м . В конце 1980-х годов родилась идея восстановить исторический фасад здания. Трудно было разыскать подлинные чертежи утраченной лепнины. Помогли сотрудники Публичной библиотеки и монахи Свято-Троицкой Сергиевой пустыни . Осенью 1995 года зданию был возвращен исторический облик. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Возродился оригинальный русский терем со всеми присущими ему деталями отделки. Воссоздали замысловатый декор А. М. Горностаева мастера объединения ”Меркурий”» . В 2018—2021 годах здание было вновь капитально отремонтировано, реконструированы интерьеры, проведены реставрационные работы на фасаде . Проект реконструкции был разработан архитектурным бюро "Студия 44", работы проведены компанией ПСБ "ЖилСтрой" .