Interested Article - Свайка (игра)
- 2020-12-31
- 1
Игра́ в сва́йку — русская народная игра , заключающаяся в попадании свайкой — заострённым железным стержнем с массивной головкой — в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Игра была широко распространена как среди взрослых мужчин, так и среди детей.
Об игре упоминали иностранные путешественники по России : «мальчики играют заострёнными кусками железа, норовя попасть в лежащее на земле кольцо» . Археологические находки свидетельствуют об игре в свайку уже в XVI веке . По одной из версий, царевич Дмитрий погиб в 1591 году , когда «тешился сваею в кольцо» .
К игре в свайку близка более распространённая в последнее время ножиком.
Инвентарь
- Одно или несколько толстых железных колец диаметром 4—5 см.
- Свайка — заострённый железный стержень длиной около 10 -30см. Вес свайки мог быть различным: для детей изготавливали уменьшенные свайки весом от 100 до 800 г, для взрослых — более тяжёлые — от 2 до 8 кг. Массивная головка свайки могла быть круглой или гранёной.
Правила игры
Одно из первых описаний игры в свайку оставил Бернгард Таннер , посетивший Москву с польским посольством в 1678 году :
Простолюдины чаще всего собираются на улицах, где шагах в трёх от себя бросают на землю железное колечко величиною с наш флорин . Один из них нагибается; другой, хорошенько разбежавшись, прыгает ему на спину и, сидя на нём, кидает в колечко заострённою железкой, изображённою здесь, держа её за остриё, а другой беспрестанно ему её подает. Сколько раз попадёт он в середину колечка, столько раз позволяется ему и промахнуться; а промахнётся он разом больше, чем попал — он тогда теряет игру и должен в свою очередь на своей спине держать другого до тех пор, пока тот и сам не промахнётся. В таких занятиях проводят они иной раз по несколько часов. От ежедневного упражнения в этой игре иные из них так наловчаются, что к удивлению присутствовавших и дурноте согнутого под бременем бедняги попадали в середину колечка двадцать и более раз .
Известно много вариантов правил игры в свайку.
- Играющие становятся в круг, бросают на землю кольцо и поочерёдно мечут свайку так, чтобы она воткнулась в землю, пройдя через кольцо (пригвоздив кольцо к земле). Каждый играющий бьёт до промаха, то есть до тех пор, пока свайка или не воткнулась в землю или воткнулась вне кольца, не коснувшись его. Воткнуть свайку в землю, «чокнув», то есть ударив кольцо, — считается за один удар; воткнуть в самое кольцо — за три удара, а если кольцо от воткнутой свайки укатится, то считают столько ударов, сколько уместится ступней ноги от свайки до укатившегося кольца. Если свайка, попав в кольцо, упадёт в нём, не воткнувшись в землю, игрок лишается всех выигрышей. Эту неудачу игроки называют «захлебнулся». Выигрыш считается до 10, 20 или любого числа, оговорённого в начале игры. Тот игрок, который их набрал, считается вышедшим. Промахнувшийся — «служит», подаёт игрокам свайку до тех пор, пока не подойдёт его очередь или пока кто-нибудь из промахнувшихся не сменит его. Игрок, набравший большее число ударов, считается победителем, он забивает свайку как можно глубже в землю, а проигравший (набравший меньшее число ударов) «тащит редьку» — пытается вытащить свайку; иногда это приходится делать, по условиям игры, зубами. Можно вводить ужесточение правил для более опытных игроков. Если первый игрок сразу попал свайкой в кольцо, он считается выигравшим 3 удара, но если после него так же удачно попал и второй игрок, первый лишается своего выигрыша, а у второго выигрыш будет уже не 3, а 6 ударов. Если каждый следующий тоже сразу попадёт в кольцо, у предыдущего отнимается из выигрыша 3 удара .
-
Сначала играющие поочерёдно бросают свайку в кольцо, стараясь, чтобы она своим острым концом воткнулась в него. Первый попавший в кольцо называется «маткой», остальные — «детками» или «сынками». Если среди них оказывается несколько не попавших в кольцо, то они кидают свайку до тех пор, пока не останется один не попавший. На него возлагается обязанность подавать всем игрокам свайку во время игры. Далее начинается «сажание редьки»: подавальщик передаёт свайку последнему попавшему в кольцо; игрок берёт свайку за головку и бросает её в землю около кольца так, чтобы свайка ушла в землю как можно глубже — это и есть «сажание редьки». Подающий вынимает свайку и вновь подаёт тому же игроку, тот её бросает таким же образом. В третий раз игрок уже не «редьку сажает», а старается попасть свайкой в кольцо. Если попадёт, то подающий подаёт ему свайку до трёх раз. Затем так же поступают со следующим игроком. В конце концов свайка передается «матке», который так же два раза «сажает редьку», а в третий раз старается попасть в кольцо. Если попадёт, то прежний подавальщик снова должен подавать всем игрокам свайку; если не попадёт, то игра начинается заново. При этой игре наблюдаются следующие условия:
- если игроки — мастера своего дела, то может случиться так, что в начале игры все они попадут в кольцо; тогда все бросают по второму разу;
- если кто-нибудь во время игры, не дождавшись подачи свайки, сам возьмёт её, то подавальщик говорит: «Чур за свайку», — и передаёт свою обязанность нетерпеливому;
- иногда «редьку» посадят так глубоко, что подавальщик сам не может вытащить её, тогда можно помочь ему, только прежде, чем взяться за свайку, нужно сказать: «Чур не за свайку» .
В народной культуре
В терминологии и инвентаре игры отчетливо прослеживаются пережитки дохристианских верований и половая символика женского и мужского начал с явным преобладанием последнего. Русская поговорка « именье идёт не в кольцо, а в свайку » — иносказательный образ порядка наследования по мужской линии, выраженный через инвентарь игры . Первоначальная символика игры сохранилась в словах былины о Ставре Годиновиче , где неузнанная мужем жена открывается ему при помощи традиционных метафор:
Гой еси, Ставер, веселой молодец,
Как ты меня не опознываешь?
А доселева мы с тобой в свайку игрывали:
У тебя де была свайка серебряная,
А у меня кольцо позолоченное,
И ты меня поигрывал,
А я тебе толды-вселды.— Огибенин Б. // Amour et érotisme dans la littérature russe du XXe siècle / éd. par Leonid Heller. — Bern — New York: Peter Lang, 1992.
Та же семантика сохранилась в арготической лексике начала XX века и в произведениях современных авторов .
В литературе и искусстве
В XVIII — начале XIX веков игра была любима как в дворянской среде , так и среди простого люда. Не случайно многие литераторы посвятили игре тёплые слова. Характерны строки стихотворения Н. М. Языкова « »:
Нашу праздность тешит свайка…
Право, славная игра!
Тяжкий гвоздь стойком и плотно
Бьёт в кольцо; кольцо бренчит;
Вешний вечер беззаботно
И невидимо летит…
Н. В. Гоголь назвал её «прямо-русскою» игрой .
Появление в начале XIX века интереса русских художников к народной жизни обусловило создание скульптур «Юноша, играющий в свайку» Александра Логановского и «Юноша, играющий в бабки » Николая Пименова , представленных на выставке Академии художеств в 1836 году. Скульптуры привлекли к себе внимание А. С. Пушкина, написавшего стихотворения и . Эти фигуры были отлиты из чугуна на Александровском казённом чугунолитейном заводе и в 1838 году установлены перед колоннадой Александровского дворца .
В историческом романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» (1863) описывается игра в свайку опричников Ивана Грозного в резиденции царя в Александровой слободе : «Время от времени по двору прохаживались опричники; другие сидели на скамьях и играли в шахматы или в зернь. Так называли тогда игру в кости. Иные, собравшись в кружок, бросали свайку и громко смеялись, когда проигравший несколько раз сряду вытаскивал из земли глубоко всаженную редьку » .
В романе Льва Толстого « Война и Мир » (1869), во втором томе, также упоминается игра в свайку: « Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, со смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним ». Из этого отрывка можно увидеть, что игра была не только в народе, но и в среде аристократии.
В настоящее время
В настоящее время с игрой в свайку можно познакомиться во время фольклорных праздников .
Поговорки
- «Перековал лемех на свайку».
- «Есть деньги, так в свайку; нет денег, так в схиму».
- «На лице чёрт в свайку играл». О лице человека, пострадавшего от оспы .
Примечания
- Рейтенфельс Я. / Пер. с лат. А. И. Станкевича.. — М. , 1905. 10 октября 2018 года.
- Ткаченко В. А., Фёдорова Л. И. // Древности и Старина : журнал. — 2006. — № 4 (9) . — С. 18—19 . 4 марта 2016 года.
- Кобрин В. Б. . Дата обращения: 13 ноября 2012. 14 сентября 2013 года.
- . m.vk.com . Дата обращения: 4 ноября 2023. 4 ноября 2023 года.
- Бернгард Таннер. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. — Москва: Университетская тип., 1891
- Сахаров И. П. // Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым. — СПб. : Издание А. С. Суворина, 1885.
- Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские: (В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной). — M.: Тип. А. А. Карцева., 1887. — 368 с.
- Михельсон М.И. Именье идёт не в кольцо, а в свайку // Русская мысль и речь.Своё и чужое.Опыт русской фразеологии Сборник образных слов и иносказаний. — СПб. , 1912.
- Трахтенберг В. Ф. // Блатная музыка („жаргон“ тюрьмы). — СПб. , 1908.
- Успенский М. Г. . — СПб. : Азбука, 1997. — 416 с.
- Сумароков А. П. // Русская комедия и комическая опера XVIII в. — М. — Л. : Искусство, 1950.
- Долгоруков И. М. . Национальный корпус русского языка. Дата обращения: 13 ноября 2012. 26 ноября 2019 года.
- Вигель Ф. Ф. . Национальный корпус русского языка. Дата обращения: 13 ноября 2012. 26 ноября 2019 года.
- Н. В. Гоголь от 3 июня 2012 на Wayback Machine .
- Толстой А. К. от 29 декабря 2019 на Wayback Machine — Смоленск, 1958. — С. 51.
- . Портал Игры Народов России и мира. Дата обращения: 9 августа 2013. 4 марта 2016 года.
- . Сайт potehy.ru. Дата обращения: 9 августа 2013. Архивировано из 1 сентября 2013 года.
- . Портал Игры Народов России и мира. Дата обращения: 9 августа 2013. 5 ноября 2016 года.
- (недоступная ссылка)
Литература
- Бурцев А. Е. // Полное собрание этнографических трудов. — СПб. : [ б. и. ], 1911. — Т. VII. — С. 236—237. — 243 с.
- / Сост. И. И. Мает. — Государственный исторический заповедник «Горки Ленинские», 2000. — 41 с.
- Максимов С. В. // Крылатые слова. — СПб. , 1899.
- Сахаров И. П. // Сказания русского народа. — Изд. 3-е. — СПб. : Тип. Сахарова, 1841. — Т. 1. — С. 83—84 (2—й пагинации).
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Николаева Е. // Комсомольская правда : газета. — 31.8.2011.
- — Российский гуманитарный словарь
- 2020-12-31
- 1