Улица получила название в
XVII веке
по
Сретенскому монастырю
, который находился на этой улице (ныне эта часть Сретенки называется
Большая Лубянка
). Монастырь же получил своё название в честь избавления Москвы от завоевания войсками
Тамерлана
в 1395 году. Ожидая нашествие, великий князь
Василий Дмитриевич
распорядился перенести в Москву из
Владимира
чудотворную
икону Божией Матери
. 26 августа (
8 сентября
)
1395 года
москвичи вышли сретать (встречать) икону. На месте встречи иконы в 1397 году был заложен монастырь, названный Сретенским. Старые названия улицы — Устретенская (начало XVI века) и Стретинская улица
.
История
Сретенка сложилась на пути из Москвы в
Троице-Сергиев монастырь
и носила название Большой Владимирской дороги. В 1395 году была переименована в Сретенку
. По улице каждый день проходили православные, совершая паломничество. Православная традиция требовала пройти весь путь (68
вёрст
) пешком.
В XVI веке здесь располагались дворы торговцев и ремесленников Сретенской сотни (посадская слобода, сложившаяся на месте монастырской Сретенской слободы). В начале
XVI века
, когда улица называлась Устретенской, за Сретенскими воротами возникла Новая Сретенская слобода, в которой жили ветошники, плотники, кафтанники,
скорняки
, сусальники,
дегтяри
и другие ремесленники; во второй половине XVII века Новая слобода стала называться Панкратьевской «черной» слободой. В 1653 году слобода насчитывала 168 дворов
.
Сретенка была главной московской улицей до XVIII века, когда уступила первенство
Тверской улице
, которая стала частью пути в
Санкт-Петербург
.
С
XVIII века
район Сретенки с прилегающими переулками формировался преимущественно как торгово-ремесленный, купеческий район. В течение всего XVIII века он был единственным московским районом, сохранявшим прежний состав населения. В силу этого сохранился и характер планировки района, застроенного, в основном, небольшими дворами с деревянными постройками. Из общей застройки выделялась расположенная недалеко от
церкви Троицы в Листах
шёлковая фабрика П. В. Колосова с каменными зданиями. К концу XVIII века проезды между дворами были официально утверждены и дошли до нашего времени
. В названиях сретенских
переулков
сохранилась память о проживавших здесь ремесленниках:
Печатников
,
,
Пушкарев
,
Колокольников
,
Просвирнин
переулки. На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы, ни одного богатого магазина, зато было множество мелких магазинчиков и лавок. В силу большой доходности земли вдоль оживленной улицы застройка была настолько плотной, что на всём протяжении Сретенки на ней нет ни одних ворот. Так как въезжать во дворы всё равно было нужно, въезды устраивали исключительно из примыкающих переулков. А чтобы въезды имелись в каждый двор, переулки должны были располагаться не реже, чем через два владения. Отсюда возникла большая плотность сретенских переулков: в первой половине XVIII века между Сретенкой и Мясницкой улицей было 19 переулков, между Сретенкой и рекой Неглинной 18
. Постепенно количество переулков уменьшалось и к настоящему времени на улицу выходит девять переулков справа, по ходу движения к Садовому кольцу, и семь переулков слева. В самом конце Сретенки, у
Сухаревой башни
, расположился
Сухаревский рынок
. В отличие от других центральных радиальных улиц, Сретенка носила замкнутый характер: её перспективу замыкала Сухарева башня, торговые лавки стояли даже поперёк Садовой улицы. В первой половине XIX века на улице были установлены фонари на простых деревянных столбах
.
Московский путеводитель 1884 года сообщал о Сретенке и прилегающих переулках: «Это вечно грязный, хотя вовсе не бедный, постоянно копошащийся уголок Москвы. Торговля здесь преимущественно мебелью и предметами первой необходимости.<…> Гостиниц и меблированных комнат здесь чрезвычайно мало, но зато великое обилие всяких трактиров и кабаков средней и низшей пробы…»
. По
переписи 1897 года
, в Сретенской части Москвы было сконцентрировано наибольшее количество проституток
.
В рамках распоряжения правительства Москвы «О реконструкции Рождественского бульвара и кварталов 263, 264, 265, 266, 267, 268, 270 района Мещанский ЦАО г. Москвы со строительством стартовых домов» предусмотрено проведение реконструкции Сретенки и прилегающих к ней переулков. Срок проведения этих работ, согласно распоряжению правительства Москвы от 22.08.2005 г. № 247-РП, установлен до конца 2010 г.
Сретенские переулки
В настоящее время слева (с нечётной стороны) на улицу выходят переулки:
№ 1/4, стр. 1А — Доходный дом (в основе — гостиница) (1797; 1816, архитектор
В. П. Стасов
; 1892—1898, архитектор
П. А. Ушаков
)
№ 1/4, стр. 1Б — Доходный дом (1834; 1874; 1892—1898, архитектор
П. А. Ушаков
)
№ 3/27 —
Церковь Успения Богородицы в Печатниках
(1695) с колокольней, сооруженной в 1902 году. Трапезная построена в 1899 году архитектором
М. А. Аладьиным
; ограда — в 1905 году по проекту архитектора
. Интерьер церкви отделан в 1902 году архитектором
. Объект культурного наследия федерального значения
.
№ 9 — В начале XX века в доме располагались «Большие Московские» меблированные комнаты. Со стороны Колокольникова переулка в доме работала Типография Филатова
. В 1920-х годах в доме работал ресторан «Ливорно», интерьеры которого оформил архитектор
Н. А. Эйхенвальд
.
№ 11, стр. 1 — Жилой дом купцов Сушенковых с лавками (1817, XIX в.)
. В доме жил художник и сценограф
Александр Головин
. После октябрьской революции часть дома занимал райком ВКПб. В июле 1941 года здесь была сформирована 13-я дивизия народного ополчения
№ 13 — На месте пустыря между Большим Сергиевским и Пушкарёвым переулками стоял дом XVIII века, после революции ставший домом-коммуной работников
Наркомфина
До 1917 г. на этом месте находился доходный дом Цыплаковой Анны Ивановны. Просуществовали до 1917 г.
№ 19 /27— На этом месте вплоть до
31 декабря
1997 года
находилось здание, в котором был открыт один из самых старых (с
1914 года
) кинотеатров Москвы — «Уран». В конце 1941 года в нём проходил премьерный показ документального фильма «
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой
». Кинотеатр просуществовал в этом доме до конца 1960-х, потом здесь была открыта мастерская ритуальных услуг ЦК КПСС, где вырубали надгробия из гранита. В ходе масштабной реконструкции Сретенки кинотеатр, переданный
Театру-школе драматического искусства
Анатолия Васильева
, был снесен по постановлению Правительства Москвы в 1997 году, хотя и считался «вновь выявленным» памятником истории и культуры, снос которого запрещается законом. Здание театра «Школа драматического искусства» построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова (Школа драматического искусства) и архитекторов
Моспроект-2
Бориса Тхора
и Сергея Гусарева в 2001 году
.
До
1934
перспективу Сретенки замыкала Сухарева башня. В конце нечётной стороны улицы — площадка, образовавшаяся на месте снесённых в
1969 году
домов, со входом на станцию метро «
Сухаревская
»
.
№ 4/1 — Доходный дом (1875, архитектор А. И. Гнездарев)
. Дом был известен своим кинотеатром, открытым в 1913 году. Сначала он назывался «Гранд-Электро», потом «Фантомас», «Искра» и, наконец, «Хроника»
.
№ 6/2 — Конторское здание (1911, архитектор
В. В. Шервуд
). В 1925—1979 в этом доме размещалось Художественное училище памяти 1905 года, в котором преподавали
В. Н. Бакшеев
,
Н. П. Крымов
и другие
художники
. С 2001 года в здании располагается Музей истории московской милиции. Музей закрыт для свободного посещения, работает по предварительным коллективным заявкам
.
№ 8 — Шестиэтажное здание построено в 1917 году. После октябрьской революции в доме разместился Главполитпросвет, которым руководила
Н. К. Крупская
. В 1920-х годах в доме работал музей по народному просвещению
. В 1930-х годах в здании размещалось Главное геологическое управление
Наркомтяжпрома СССР
, которым руководил
И. М. Губкин
. В здании на протяжении длительного времени размещался крупнейший в СССР библиотечный коллектор
.
№ 20 — Школьное здание (1999). Ранее на этом месте находилось школьное здание, построенное в 1937 году по проекту архитектора А. М. Горбачёва на месте Церкви Спаса в Пушкарях (снесена в 1935 году)
. В настоящее время здание занимает ГБОУ СОШ «Пушкинский лицей N 1500»
.
№ 24/2, стр. 1 (часть по Сретенке) — Жилой дом с магазином (XIX — нач. XX в.)
.
№ 24/2, стр. 1 (часть по переулку) — Доходный дом (1875, архитектор
)
.
Ранее правую сторону улицы замыкал универмаг «Щербаковский». Здание было разобрано после того как в 1957 году в день открытия
фестиваля молодёжи и студентов
рухнула его крыша, не выдержав вес облепивших её зевак
.
Улица упоминается в песне «Жёлтые ботинки» группы
Браво
.
Юрий Визбор
, детство которого прошло на Сретенке, неоднократно упоминает эту улицу в своём творчестве (1. «Я вплываю в свой сретенский двор, словно в порт, из которого вышел…» — песня «Сретенский двор»; 2. «Отставить крики! Тихо, Сретенка, не плачь! Мы стали все твоею общею судьбой» — песня «Волейбол на Сретенке»; 3. «Я сам не знаю страну Китая. Я знаю Сретенку, а это не Китай» — песня «Валяба»).
«
» — телеспектакль 1995 года.
Квартира 6 в доме 24 по улице Сретенка описана
К. Симоновым
в романе «
Живые и мёртвые
» как квартира одного из главных героев И. Синцова.
Сытин П. В.
История планировки и застройки Москвы. Материалы и исследования (1147—1762) / Салов Ф. И. —
М.
: Музей истории и реконструкции Москвы, 1950. — Т. 1. — С. 32.
, с. 206.
(неопр.)
.
TJ
(14 ноября 2018). Дата обращения: 6 февраля 2019.
9 февраля 2019 года.