Ван дер Эльст, Франсуа
- 1 year ago
- 0
- 0
Франсуа́ VI де Ларошфуко́ ( фр. François VI, duc de La Rochefoucauld ; 15 сентября 1613 , Париж , Королевство Франция — 17 марта 1680 , там же), герцог де Ларошфуко — французский политический деятель, принадлежавший к аристократическому роду , видный участник Фронды . При жизни отца (до 1650 года) носил титул учтивости . Известен в первую очередь как писатель, автор философско-моралистического сочинения « Максимы » и « Мемуаров ».
Детство и отрочество принца де Марсийака прошло в провинции Ангумуа , в замке Вертей , основной резиденции фамилии. «Его воспитание и обучение, равно как и одиннадцати его младших братьев и сестер, было достаточно небрежным. Как и полагалось провинциальным дворянам, он занимался преимущественно охотой и военными упражнениями» . Но впоследствии, благодаря самообразованию, он становится одним из самых ученых людей Франции. При дворе он появился в 17-летнем возрасте, участвовал в Тридцатилетней войне . Будучи в оппозиции политике кардинала Ришельё и его преемника кардинала Мазарини , выступал на стороне королевы Анны Австрийской . В 1640-х годах занимал должность губернатора провинции Пуату . Принимал участие в движении Фронды ; 2 июля 1652 года в битве с королевскими войсками у стен Парижа был тяжело ранен выстрелом в лицо и едва не потерял зрение . После вступления молодого короля Людовика XIV в мятежную столицу и поражения Фронды Ларошфуко по амнистии был отправлен в ссылку в Ангумуа, где поправлял разрушенное здоровье, занимался хозяйством и написанием «Мемуаров».
С конца 1650-х, получив полное прощение, поселился в Париже. Король назначает Ларошфуко солидную пенсию, сыновья его занимают выгодные и почетные должности. . В разные годы занимая блестящее положение в обществе, Франсуа де Ларошфуко имел множество светских любовных интриг и пережил ряд личных разочарований, повлиявших на его творчество. В течение многих лет в его личной жизни играла роль герцогиня де Лонгвиль , любовь к которой вступала в противоречие с его карьерными устремлениями. Эта связь закончилась разрывом, который некоторые биографы считают причиной его мизантропии . Был дружен с госпожой де Лафайетт . Последние годы Ларошфуко были омрачены смертью сына и болезнями.
Литературным дебютом Франсуа де Ларошфуко стал его автопортрет: Portrait de La Rochefoucauld fait par lui-même , опубликованный в сборнике, составленном в салоне мадемуазель де Монпансье: Recueil des Portraits et éloges en vers et en prose . Paris, 1659 ( Коллекция портретов и похвалы в стихах и прозе ) .
«Я среднего роста, гибок и правильно сложен, кожа у меня смуглая, но довольно гладкая, лоб открытый, в меру высокий, глаза черные, небольшие, глубоко посаженные, брови тоже черные, густые, но хорошо очерченные. Затрудняюсь сказать, какой формы у меня нос: на мой взгляд, он не вздернутый и не орлиный, не приплюснутый и не острый, скорее великоват, нежели мал, и слегка нависает над верхней губой. У меня большой рот, не слишком толстые и не слишком тонкие губы, почти всегда красные, а зубы белые и ровные. Мне как-то сказали, что подбородок у меня тяжеловат: я нарочно посмотрелся сейчас в зеркало, хотел проверить, так ли это, но решить не смог. Лицо не то квадратное, не то овальное, — какое именно, определить не берусь. Волосы черные, от природы вьются, притом изрядно длинные и густые, так что голова у меня, можно сказать, красивая.
На моем лице запечатлелось выражение досадливое и горделивое, поэтому многие считают меня заносчивым, хотя качество это мне вовсе чуждо… характер у меня меланхолический, и меланхолия эта так глубока, что в последние три-четыре года я смеялся не более трех-четырех раз. Однако она, мне кажется, была бы не столь тягостна и несносна, если бы проистекала только из свойств моей натуры; но у меня для нее столько посторонних причин и они так занимают мое воображение и переполняют ум, что чаще всего я погружен в задумчивость и молчу или отделываюсь ничего не значащими словами… Я не лишен ума и говорю об этом напрямик, ибо зачем бы я стал прикидываться? Кто не может без экивоков и ухищрений перечислить свои достоинства, тот, мне кажется, под напускной скромностью таит изрядную толику тщеславия и этим своим умалчиванием весьма ловко старается внушить окружающим высокое мнение о себе. А вот я не хочу, чтобы меня считали красивее, чем я себя рисую, или приятнее нравом, чем изображаю, или остроумнее и рассудительнее, чем в действительности. Итак, повторяю, я не лишен ума, но и его портит меланхолия…»
— Портрет герцога Ларошфуко, им самим написанный .
Первым большим трудом Ларошфуко явились его «Мемуары» ( Mémoires sur la régence d’Anne d’Autriche ). По собственному признанию автора, они были написаны лишь для нескольких близких людей и не должны были стать публичным достоянием. Но одна из многочисленных копий была напечатана в 1662 г. в Руане без ведома Ларошфуко. Текст был сильно искажен купюрами, добавлениями из других авторов. Ларошфуко отказался от авторства этих «Мемуаров» и даже обратился с жалобой в парижский парламент , который указом от 17 сентября 1662 года запретил их продажу. Подлинный текст «Мемуаров» издан в том же 1662 г. в Брюсселе (хотя на титульном листе значится Кёльн) . «Мемуары» считаются ценным источником сведений о временах Фронды . В них Ларошфуко подробно описывает политические и военные события, стараясь придерживаться объективной точки зрения (и даже воздав должное заслугам Ришельё); о себе упоминает лишь изредка, иногда в третьем лице .
Результатом жизненного опыта Ларошфуко стали его « Максимы » ( Maximes ) — сборник афоризмов , составляющих цельный кодекс житейской философии. Как и в случае с «Мемуарами», первое издание было напечатано без ведома Ларошфуко — в Голландии, в 1664 г. и содержало 188 афоризмов. Первое авторское издание «Максим» вышло в 1665 году в Париже и состояло из 317 максим. При жизни Ларошфуко вышло еще четыре одобренных автором издания: в 1666 г. (302 максимы), в 1671 г. (341 максима), в 1675 г. (413 максим) и в 1678 г. (504 максимы) . Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной афоризм Ларошфуко: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки». В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов , Ларошфуко имеет в виду преимущественно людей своего круга. Общий тон его афоризмов — крайне ядовитый. Особенно характерны его жестокие определения, острые и циничные; например: «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания других людей». Литературное значение «Максим» считается существенным в историографии французской литературы.
На русском языке «Максимы» Франсуа де Ларошфуко впервые появились в XVIII в. и публиковались как отдельными изданиями, так и в журналах. Текст их был далеко не полным. В 1908 г. афоризмы Ларошфуко были изданы Л. Н. Толстым . В 1971 г. в серии Литературные памятники было осуществлено академическое издание «Мемуаров» и «Максим» на русском языке. В книгу, в частности, вошли: «Максимы и моральные размышления» (максимы 1—504), «Максимы, напечатанные посмертно» (505—562), «Максимы, исключенные автором из первых изданий»(563—639), а также «Размышления на разные темы» (19; не публиковались при жизни автора; первые 7 изданы в 1731 г., все 19 изданы Л.—Д. Жильбером и Ж. Гурдо в 1868 г. в 1 томе 3-томного полного Собрания сочинений Ларошфуко (Париж, 1868—1883) ).
Историю о подвесках королевы Анны Австрийской , лёгшую в основу романа « Три мушкетера », Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко. В романе « Двадцать лет спустя » Ларошфуко выведен под своим прежним титулом — принц де Марсийак, как человек, пытающийся убить Арамиса , также пользующегося благосклонностью герцогини де Лонгвиль. Согласно Дюма, даже отцом ребёнка герцогини был не Ларошфуко (как настойчиво утверждали слухи того времени), а именно Арамис (вымышленный персонаж, не имевший прототипа).