Interested Article - Георгиевский собор (Юрьев-Польский)

Гео́ргиевский собо́р православный храм в городе Юрьеве-Польском Владимирской области , расположенный на территории древнего детинца , в кольце земляных валов XII века, оставшихся от городского кремля . Сооружён в 1230 1234 годах князем Святославом Всеволодовичем . Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия . Значительно перестроен в 1471 году.

История

Лицевой летописный свод (Т. 5, С. 309): «В лето 6742 Благоверный князь Святослав Всеволдовичь сверши церковь во граде во Юрьеве святаго великомученика Георгия и украси паче инех церквей бе бо из внутри около всея церкви по каменю резаны святые чудно вельми, иже есть и до сего дне стоит»

Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким . Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года возможно находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась от храма Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем , Спаса в Переславле-Залесском .

В 1230 году Святослав , сын Всеволода III Большое Гнездо , разобрал церковь, которая «обветшала и поломалася». Вместо неё четыре года спустя соорудили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». По утверждению Тверской летописи , Святослав Всеволодович «сам бе мастер» , то есть выступал в качестве архитектора и руководил строительной артелью. Такой же точки зрения придерживаются современные исследователи .

На стенах собора имелись уникальные рельефы, часть которых была утрачена. До нашего времени дошло около 450 резных белокаменных фрагментов, среди которых есть изображения святых, а также животных, птиц и грифонов. Георгиевский собор является единственным древнерусским храмом с изображением слона .

Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел , куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича .

В 1326—1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор , ставшим первым каменным храмом Москвы.

В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина по приказу великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. При этом, зодчий, понимая значение исторического сооружения, не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Однако, не имея зарисовок храма и его точного плана, он большинство камней поставил произвольно, перепутав сюжеты, в результате чего образовался своеобразный «ребус» из белокаменных рельефов .

После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса ; с востока — цоколь апсид ; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс ).

Восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница . Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках. Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности, об этом с сокрушением писал Никодим Кондаков . Впервые предложил освободить древний храм от пристроек XVIII—XIX веков протоиерей Александр Знаменский , который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год. Вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году), однако разборка пристроек до Октябрьской революции 1917 года так и не началась.

В 1923 году храм был закрыт. В 1923—1936 годах колокольня, ризница и тёплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь . Последующие реставрации собора проводились в 1957—1962 и 1980-х годах.

Георгием Вагнером полностью или частично реконструированы композиции: « Троица », « Распятие », « Семь спящих отроков эфесских », « », « Три отрока в пещи огненной », « ». По завершении полевой, трудоемкой и тщательной работы Г. К. Вагнер опубликовал монографию, специальная глава которой содержит сюжет о главном мастере, чье имя он попытался установить. И ранее различными авторами делались допущения относительно архитектора и автора скульптурного украшения собора. Г. Вагнер , по рассчетам которого в строительстве храма участвовали от 8—9 до 11 мастеров, в статье, написанной позднее, подробно аргументировал гипотезу о том, что главным был мастер, исполнивший два рельефа Спаса Нерукотворного на стене северного притвора над входом — правый из них с надписью, которую он считал автографом самого мастера .

В конце 2015 года распоряжением Правительства России Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации .

В 2017 году стал доступным архив реставратора Петра Барановского , посвятившего исследованиям Георгиевского собора почти сорок лет. Эти документы дают представление о первоначальном облике памятника и оказывают большую помощь в разработке программы по его спасению (воссозданию) . По состоянию на май 2019 года Георгиевский собор, являющийся памятником федерального значения, из-за стремительного разрушения уже нуждался в срочной реставрации . Так как восстановление собора должно проводиться на научной основе, предыдущий проект реставрации, дополненный исследованиями, доработается. На доработку проекта изысканий Минкульт выделяет средства .

Слева направо: Аркатурно-колончатый пояс; Сергей Заграевский . Реконструкция первоначального вида Георгиевского собора; Георгиевский собор в конце XIX века

Святославов крест

Так называемый «Святославов крест» — вырезанная из камня многочастная икона , представляющая собой скульптурную композицию с изображением Распятия Иисуса Христа с предстоящими, первоначально располагавшаяся в центральной закомаре одного из фасадов Георгиевского собора. В настоящее время экспонируется в интерьере храма и является частью коллекции . Традиция связывает поставление креста с князем Юрьевским Святославом Всеволодовичем, ставшим впоследствии на короткое время великим князем Владимирским .

Примечания

  1. // Полное собрание русских летописей. — Т. 15. — С. 355.
  2. Заграевский С. В. Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. — М. : АЛЕВ-В, 2008. — С. 9—14. — ISBN 5-94025-097-1 .
  3. от 6 февраля 2021 на Wayback Machine , elementy.ru , 3 февраля 2021 года.
  4. Медынцева А. А. // Российская археология. — 2012. — № 2 . — С. 149–155 . 10 августа 2019 года.
  5. . — М. : Фонд П. Д. Барановского, МГО ВООПИиК, 1996. — 280 с. 12 августа 2018 года.
  6. Министерство культуры РФ (2014).
  7. . Телеканал «Россия Культура», 31.05.2019. Дата обращения: 3 июня 2019. 3 июня 2019 года.
  8. Морозов М. Р., Карташов С. А., Титов В. Н. // Тр. МАРХИ : Наука, образование и экспериментальное проектирование. — 2018. — С. 70—73 . 10 августа 2019 года.
  9. . Телеканал «Россия. Культура» (03.07.2019). Дата обращения: 3 июля 2019. 3 июля 2019 года.
  10. Романов К. К. «Святославов крест» в г. Юрьеве Польском // Сборник археологических статей, поднесённых графу А. А. Бобринскому в день председательства его в Императорской археологической комиссии . — СПб .: Типография Н. Ф. Киршбаума , 1911. — С. 199—211. — 276 с.

Литература

  • / Бусева-Давыдова И. Л. // Восьмеричный путь — Германцы [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 632. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4 .
  • Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, г. Юрьев-Польской. — М., 1964.
  • Воронин Н. Н. — М.: Иск-во, 1974. — 4-е изд.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1961—1962. — Т. 2.
  • Заграевский С. В. — М., 2008.
  • Кавельмахер В. В. // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы. XIII век. — СПб., 1997. — С. 185—197.
  • Карташов С. А., Морозов М. Р., Титов В. Н. // Наука, образование и экспериментальное проектирование – 2018. Труды МАрхИ: Материалы международной научно-практической конференции 9–13 апреля 2018 г. — М., 2018. — С. 70–73.
  • Карташов С. А., Морозов М. Р. // Наука, образование и экспериментальное проектирование-2020. Труды МАрхИ: Материалы международной научно-практической конференции 6-10 апреля 2020 г. – М.: МАРХИ, 2020. С. 105-110. – DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10014.
  • Морозов М. Р. // Наука, образование и экспериментальное проектирование-2019. Труды МАрхИ: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. 8—12 апреля 2019 г. — М., 2019. — С. 346—349.
  • Романов К. К. // [Изв. Имп. археол. комиссии. — Вып. 36.] — 1910.

Ссылки

Источник —

Same as Георгиевский собор (Юрьев-Польский)