Interested Article - Сухов, Дмитрий Петрович
- 2020-04-10
- 1
Су́хов Дми́трий Петро́вич ( 1867 , Москва — 1958 , Москва) — русский и советский реставратор и архитектор , исследователь русской архитектуры, профессор, член-корреспондент Всесоюзной Академии архитектуры при ЦИК СССР , главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля , художник , педагог, автор множества графических реконструкций известных памятников архитектуры, защитник историко-культурного наследия России.
Биография
Родился 1 сентября 1867 года в Москве в семье владельцев мастерской; родители происходили из бывших крепостных крестьян Московской губернии .
В 1891 году окончил Архитектурное отделение МУЖВЗ со званием классного художника архитектуры и начал работать помощником С. У. Соловьёва (Соловьёв был женат на сестре Сухова ) на реконструкции здания Строгановского училища ( ул. Рождественка , 11).
С 1892 года преподавал композицию и акварель в Строгановском училище .
В 1897—1907 годах работал архитектором Московского уездного земства. С 1897 по 1900 работал на строительстве Ходынских (Николаевских) казарм (ныне — улица Поликарпова , № 19—21). В 1900—1908 годах выстроил производственные корпуса и рабочие казармы на фабрике В. И. Иокиша ( Михалковская улица , 46), (Михалковская улица, 42). Объект культурного наследия регионального значения В 1913 году — особняк на пл. Журавлёва , 12; ряд небольших жилых домов.
С 1905 года — действительный член Московского археологического общества . В 1910 году участвовал в создании женских строительных курсов.
С 1918 года — член только что созданной Коллегии по делам музеев, охране памятников искусства и старины .
«В личности Сухова органически соединялись качества ученого и художника. Его акварели имеют самостоятельную художественную ценность. Он выставлял свои живописные работы как художник-пейзажист в Московском обществе художников в первые годы своей архитектурной деятельности. Две большие выставки акварелей — рисунки и реконструкции древних зданий, архитектурные композиции, эскизы театральных декораций — состоялись в Москве в 1958 и 1980 годах.
Вместе с тем рисунок и живопись в работах Сухова подчинены предмету реставрации. Его архитектурные композиции — это рисунки-гипотезы, связанные с исследованием того или иного памятника. В них прослеживаются такие темы, как истоки русского искусства, зодчества Москвы, история постройки Собора Василия Блаженного, памятников Крыма, Киева, Новгорода, к которым он возвращается постоянно. Его рисунки объединяют разновременные произведения Сухова и выявляют главные направления его изысканий. Порой богатые идеями акварели Сухова реализуют высказанную им мысль о правомерности существования научной фантазии как одного из приемов реконструкции облика древних сооружений. Выполненные на основе ограниченных археологических и летописных данных, они играют роль модели исчезнувшего памятника, не дающей, по мнению Сухова, ни единственного, ни окончательного решения: на основании тех же фактов у других ученых могут возникнуть иные реконструкции, и именно это в конечном счете приблизит представление о памятнике к его истинному облику».
С 1923 по 1933 годы — главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля . При его активном участии реставрировались башни Московского Кремля и Успенский собор , Крутицкий теремок , Сухарева башня (уничтожена), Церковь Вознесения в Коломенском , Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панех , опекал Сретенский монастырь и другие. В 1923—1929 годах древний Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Московском Кремле был изучен и реставрирован Д. П. Суховым и Н. Н. Померанцевым в его древней части. В 1949—1952 годах была проведена капитальная реставрация .
В 1920-х годах исследовал и провёл реконструкцию церкви Гребневской Божией Матери (на Лубянке , уничтожена) ; с первых дней вместе с П. Д. Барановским , А. В. Щусевым занимался научной реставрацией Троице-Сергиевой Лавры , что позволило в 1940 году объявить весь комплекс памятников архитектурным заповедником ; возглавив комиссию, определил задачи и руководил работами по ремонту-реставрации Феодосийской мечети XII века после землетрясения 1927 года в Крыму .
В 1930-х годах принимал участие в спасении церквей Иоанна Богослова на Бронной и Покрова в Филях . Возглавил комиссию по изучению и сохранению древних зданий
Более сорока лет посвятил Д. П. Сухов восстановлению облика Храм Василия Блаженного . Он считал, что «Покровский Собор — такое же высокое произведение русского гения, как „Слово о полку Игореве“ или как живопись Андрея Рублева» .
Во годы Великой Отечественной войны по его инициативе и под его непосредственным руководством были разработаны практические мероприятия по охране памятников архитектуры от воздушных налётов. Был членом Комиссии по охране памятников Комитета по делам искусств при СНК СССР . Осенью[1941 года Комиссия по охране памятников архитектуры Академии Архитектуры СССР , руководимая профессором Д. П. Суховым, произвела защитный обмер и изучение древнего Храма Трифона в Напрудном и приняла меры к консервации «раскрытого» памятника . Выступал консультантом при разработке планов восстановления разрушенных городов .
«Сам памятник архитектуры должен составлять план реставрационных работ, он же должен вести и работы. Бойся всякого насилия над ним, не навязывай ему своих мыслей и желаний. Заставь говорить памятник, пусть он расскажет о своих нуждах. В процессе реставрационных работ продолжай слушать его голос. Не пророни ни слова, помни, что самые ценные сведения ты получишь именно во время реставрационных работ, когда сможешь проникнуть в глубь стен, разобрать поздние закладки, заглянуть в фундаменты. Если сам памятник будет главным твоим советчиком, то ты его не загубишь и не исказишь» ( Дмитрий Сухов )
«Помни одно, между исследователем и памятником должен возникнуть контакт, тогда ты разгадаешь его тайны, между тобой и древним зодчим-строителем должен завязаться живой разговор. Научись ставить вопросы, а памятник будет отвечать. Учись слушать „голос“ храма. Вопросы должны быть четки, а ухо — чутко» ( Дмитрий Сухов )
Один из авторов учебника по истории архитектуры, руководил иллюстративной частью . Выступал консультантом по декорациям постановок опер Глинки и Римского-Корсакова .
Умер 24 декабря 1958 года в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище .
В 1980 году в Музее архитектуры имени Щусева состоялась выставка рисунков Д. П. Сухова .
Примечания
- ↑ Д. П. Сухов (1867—1958)//Архитектурное наследство. — № 12. — 1960
- Печенкин И. Е. Академик архитектуры Сергей Устинович Соловьёв — зодчий и реставратор эпохи историзма // Отв. ред. Л.И. Лифшиц Покровский собор в истории и культуре России: Материалы научной конференции, посвящённой 450-летию Покровского собора (12-14 октября 2011 г., Москва). — М. , 2013. — С. 57—71 .
- . Дата обращения: 25 ноября 2009. 11 ноября 2013 года.
- . Дата обращения: 26 ноября 2009. 14 октября 2009 года.
- . Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из 26 октября 2008 года.
- А. М. Харламова, И. В. Эрн Д. Сухов // Зодчие Москвы. XX век. М., Московский рабочий. 1988
- . Дата обращения: 18 мая 2014. 24 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 25 ноября 2009. 13 декабря 2009 года.
- . Дата обращения: 25 ноября 2009. 6 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 25 ноября 2009. Архивировано из 28 октября 2011 года.
- . Дата обращения: 25 ноября 2009. 8 декабря 2009 года.
- 7 августа 2014 года.
- . Дата обращения: 26 ноября 2009. 4 мая 2010 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из 23 мая 2009 года.
- . Дата обращения: 26 ноября 2009. Архивировано из 18 ноября 2007 года.
- . Дата обращения: 16 апреля 2020. Архивировано из 25 января 2018 года.
- (недоступная ссылка)
- В многочисленных публикациях, начиная с 1980-х годов, тема судьбы собора в 1930-х годах связывается почему-то исключительно с личностью П. Д. Барановского.
- . Дата обращения: 25 ноября 2009. 10 марта 2010 года.
- . Дата обращения: 26 ноября 2009. 25 июня 2009 года.
- от 2 ноября 2009 на Wayback Machine — на сайте Православие и мир .
- . Дата обращения: 31 мая 2020. 16 июля 2019 года.
- . Дата обращения: 25 ноября 2009. 31 августа 2009 года.
Литература
- Художественный сборник работ русских архитекторов и гражданских инженеров. — М. , 1890—91, 1; 1892—93;
- Зодчий. — СПб. , 1911. — № 21. — С. 239;
- Зодчий. — СПб. , 1912. — № 4. — С.29;
- Ежегодник ОАХ, 1911. — С. 166—168; 1913. — С. 161;
- // Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. Сост. Ю. А. Бычков. — М. , 1996.
- Вульфина Л. Б, Дудина Т. А. Москва как место проживания: Дмитрий Петрович Сухов. Архитектор. Реставратор. Художник. — М. : Арт-Волхонка, 2014.- 216с.: ил. — ISBN 978-5-904508-51-7 .
- Сухов Д. П. Русское зодчество: в 6 выпусках / Академия Архитектуры СССР. Институт истории и теории архитектуры. Чертежи и фотографии. С описанием. — М. : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953.
- Русское зодчество / Акад. стр-ва и архитектуры; ред.: Д. П. Сухов, П. Н. Максимов, А. Г. Чиняков. — М.: Госстройиздат , 1957. — Вып. 7: Памятники архитектуры второй половины XIX — начала XX в. Чертежи и фотографии: альбом. — 34 с.
- Каталог выставки работ Заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Дмитрия Петровича Сухова (к 90-летию со дня рождения) / Вступ. статья П. Н. Максимова; Каталог составили: В. Я. Либсон, П. Н. Максимов, А. М. Харламова, И. В. Эрн; Фоторепродукции выполнены А. С. Эйдельнантом; Московское отделение Союза архитекторов СССР. — М. , 1959. — 48 с. — 500 экз.
- Харламова A. M., Эрн И. В. Д. Сухов // . XX век. — М. : Московский рабочий , 1988.
- РГАЛИ . Ф. 680. Оп. 2. Д. 247.
- РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 3. Д. 40.
Ссылки
- // СПРАВОЧНИК НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ РОССИИ
- на biografija.ru
- Livejournal synthart.
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- Казакевич И. И.
- (недоступная ссылка)
- 2020-04-10
- 1