Interested Article - Касым-хан (Казахское ханство)
- 2021-07-06
- 1
Касы́м-хан ( каз. Қасым хан , в русской историографии также Касим ) ( 1445 / 55 — 1521 , в качестве даты смерти также указываются 1518 и 1523/1524 год ) — казахский хан чингизид , правитель Казахского ханства в 1511—1521 годах, сын Жанибек-хана . При нём Казахское ханство достигло расцвета и установило контроль над обширными территориями Восточного Дешт-и-Кипчака . Также является двоюродным братом узбекского правителя Мухаммеда Шейбани .
Биография
Согласно родословной Абу-л-Гази, Касым-хан был сыном одного из основателей Казахского ханства — Жанибек-хана и являлся потомком тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура:
У Чингиз-хана сын Джучи-хан , его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан , его сын Коирчак-хан, его сын Барак-хан , его сын Абу-Саид по прозванию Джанибек-хан . У этого было девять сыновей в таком порядке: Иранджи, Махмуд, Касим, за ним следовали Итик, Джаниш, Канабар, Тениш, Усук, Джуак.
Его мать Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд-султана , брата Шейбани-хана Согласно «Тарих-и-Рашиди» после Керей-хана власть в Казахском ханстве унаследовал его сын Бурундук-хан . В то же время в источниках, описывающих период правления Бурундук-хана, упоминаются также имена нескольких казахских султанов, среди которых наиболее авторитетным был сын Жанибек-хана — Касым-султан, который кочевал в районе озера Балхаш и реки Каратал .
Приход к власти
Казахские султаны и другие представители знати поддерживали Касыма, так как в каждом военном походе ему сопутствовала удача и он захватывал для знати военную добычу, особенно он отличился в сражениях с Мухаммед Шейбани -ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и-Кипчака, поэтому авторитет его так вырос, что, не имея ханского титула, он фактически распространил свою власть на большую часть ханства . Поэтому согласно сведениям Мухаммада Хайдара 915 года хиджры ( 1509 / 1510 год ), хоть Бурундук и являлся ханом, правление ханством и полнота власти принадлежала Касыму, тогда ещё султану.
Касым (султан), фактически завоевав власть в ханстве, как дальновидный политик, он был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. В 1510 году , когда Шейбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Мухаммада Хайдара Дулати
…еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто не думал о Бурундук хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он старался держаться подальше от Бурундук хана.
Согласно Мухаммаду Хайдару, количество подчинённых Касым хана достигало миллиона людей, при этом Бурундук-хан в военной силе уступал Касыму, Касым, командуя казахскими войсками, отличился в сражениях с Мухаммед Шейбани-ханом, который пытался захватить южные районы Дешт-и-Кипчака. Хотя главным ханом продолжался считаться Бурундук, власть Касыма была настолько велика, что, как считал Мухаммад Хайдар никто и не думал о Бурундуке .
Известно, что побеждённый Бурундук был изгнан в 1510 году из степи и умер на чужбине в Самарканде . Касым был официально провозглашен верховным ханом.
Противостояние с Шейбани ханом
Основной линией внешней политики Касыма была борьба с Шейбанидами за овладение казахскими городами на берегах Сыр-Дарьи .
В рукописи «Тарих-и Сафавие», написанной на древнем фарси, персидские историки величали хана Касыма царём Дешт-и-Кыпчака. Государство степняков, которое возглавлял казахский хан, было настоящей грозой для всех соседей. Рукопись повествовала о том, с целью захвата у иранского шаха Хорасана Шейбани-хан обращается к казахскому султану Касыму с предложением о союзе и просит у него помощь в военной силе [ источник не указан 1277 дней ] . С этой целью Мухаммед Шейбани пишет Касыму письмо-жалобу «аризе» в котором он пытается высоко оценить уровень Касыма .
Обращение Шейбани хана начинается следующими словами: «Светлоликий, подобный лучу солнца, наследник короны и престола Чингисхана хан ибн хан Дешт-и-Кипчака Касым» . Далее Шейбани хан продолжив заявил о том, что «в эти дни удача Чингисхана исчезла и покинула его» но потомки Чингисхана могут вернуть себе былую славу [ источник не указан 1277 дней ] .
Попросив у Касыма в помощь шеститысячное войско, он заявил, что при выполнении Касым ханом его просьбы «бог даст, потомки Чингисхана смогут в ближайшее время вернуть обратно земли Туркестана , которые сейчас принадлежат Сайыпкырану » имея при этом ввиду Эмира Тимура и его потомков [ источник не указан 1277 дней ] .
Касым хан выделил отряд в восемь тысяч джигитов и Хорасан был взят [ источник не указан 1277 дней ] .
Но такая дружба между родственниками длилась недолго позже пути Касым хана и Мухаммада Шейбани разошлись. Персидская дипломатия сыграла в этом деле не последнюю роль, сказались противоречия — Шейбаниды считали себя претендентами на трон в Дешт-и-Кипчаке [ источник не указан 1277 дней ] .
Хан Мухаммед Шейбани, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре , стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье . Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издал указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами. По сообщению Фазлаллаха ибн Рузбихана в «Михман-наме-йи Бухара» :
…был издан указ, чтобы население Туркестана никаких торговых сделок с казахскими купцами не совершало, и чтобы между ними и жителями этих земель не было взаимных посещений и поездок купцов… у его ханского величества возникло намерение не допускать казахов ступить в его владения, где они воочию увидели бы и рассмотрели красу, благоденствие, орудия завоевания мира и преимущества узбеков . Не дай бог, если лицезрение всей этой благодати толкнёт казахов на путь войны и распри.
Объявленная Шейбани-ханом, по существу, экономическая блокада — запрет на торговлю с казахами, а также военные меры, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов. Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны.
Касым хан, видел в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов. Касым хан постоянно тревожил Шейбанидов в пограничных районах Туркестана и . В ответ на его продвижение в Туркестан зимой 1510 года Шейбани-хан предпринял наступление на улус Касым хана, находившийся в предгорьях Улытау . Этот поход оказался неудачным и окончился полным его разгромом и явилось причиной последовавшего за этим событием ослабления его власти и гибели под Мервом . Гибель Шейбани-хана в конце 1510 года и последовавшая за этим борьба правителей Шейбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана . Касым хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти над Южным Казахстаном . Вскоре под власть казахского хана перешёл самый крупный город Присыдарьи — Сайрам .
Кровные связи Касым-хана с Шейбанидами дали знать в критический момент для власти суннитов Шейбанидов после поражения от шиита — сефевидского шаха Исмаила. Согласно новым сведениям, сын Касым-хана Абулхаир [ источник не указан 1277 дней ] пришел с войском на помощь Шейбанидам в 1511 году в битве против иранцев. Абулхаир написал письмо сефевидскому шаху: «Да станет известно шаху Исмаилу-бахадур-хану, что прибыл благовоспитанный султан — сын Касим-хана, падишаха Дешта. Вы поступили храбро, выйдя за территорию границ своих владений. Хан послал меня, чтобы схватить вас, но я ценю смелых людей и не хочу, чтобы отец повесил вас вверх ногами. Вы тоже цените [свою] жизнь и [поэтому] освободите [сей] край и передайте его [узбекским ханам], а сами возвращайтесь в Иран, а не то обрушу на ваши головы землю и всю вселенную. Пощади свою молодость и отстранись от бессмысленной жертвы. Это мой совет, а ты [там] как хочешь [так и поступай]». Но сефевиды одержали победу с большими потерями и пришлось отступить в Иран, а Абулхайр был убит.
Политика расширения
В 1512 году встретился с могульским ханом Султан-Саидом, который склонит Касым-хана к продолжению борьбы против Шейбанидов, однако Султан-Саид при этом не добился положительных результатов . Ряд исследователей считает, что отказ Касым-хана от союза с Султан-Саидом свидетельствовал, что политика казахов в то время была независимой и Касым-хан мог не считаться с формально-зависимым положением относительно Могулистана .
В результате установившихся, удачных отношений с правителями Могулистана Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племён откочевала под власть казахских ханов и султанов .
Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время Касыма население Казахстана достигло около одного миллиона человек , а численность войск — до 300 тысяч .
Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке , приобрел такую известность и могущество каких еще никто не имел после Джучи хана
— писал тогда известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами , монголами , Кашгарией и умело использовал свои связи с ними в борьбе против Шейбанидов .
Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Великое княжество Московское в правление Великого князя Василия III ( 1505 — 1533 ). Согласно описи царского архива известно существование связей Касым-хана с московским царем Иваном III , однако их характер неизвестен .
История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна ещё и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе : о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн , посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.) . О силе и могуществе Касыма упоминают и средневековые мусульманские историки ( Бинаи [ уточнить ] , Рузбехан , Бабур , Хондамир и др.) .
Известен факт, что в 1512 году будущий знаменитый джуйбарский шейх Ислам бежал от Бабура и кызылбашей к Касым-хану и довольно долго пользовался его гостеприимством. Однако после того, как Бабур потерпел поражение, а остатки кызылбашей бежали из Мавераннахра, Ходжа Ислам собрался возвратиться в Бухару . В это время от племянника Мухаммад-Шейбани-хана, победившего Бабура и кызылбашей, к Касым-хану прибыли послы сватать его дочь за своего хана, утвердившегося тогда правителем Бухары. Касым-хан дал своё согласие и отдал отправляемую в Бухару дочь под попечение Ходжи Ислама, который тогда и вернулся на родину .
Смерть
Гаффари в «Джахан-ара» сообщает год смерти — 930 год хиджры .
Согласно В. В. Трепавлову умер и похоронен в 1521 году в Сарайчике — захваченной им столице Ногайской Орды .
Согласно другим данным он умер зимой 1521 года в возрасте семидесяти шести лет .
По словам автора начала XVII в. Кадыргали Косым улы Жалайри, Касым хан скончался в г. Сарайчике , на берегу реки Урал . Похоронили его в древнем пантеоне золотоордынских ханов .
Перед смертью Касым хан вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему:
— Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра – молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, сынок, не устраивай междоусобиц! Но у меня в душе тревога за вас!
После смерти Касыма, началось « », когда в 1520—1550-годы из-за частой смены правителей, междоусобицы султанов-джучидов и набегов соседних государств ханство сильно ослабло . В междоусобной борьбе погиб преемник и сын Касым хана Мамаш — хан .
Потомки
Известны имена двух сыновей Касым хана — Мамаш и Хакназар . Оба были ханами . Сын Абулхаир султан погиб в походе против персов.
Характеристика
Касым хан, по отзывам современников — Камал ад-дин Бинаи , Фазлаллаха ибн Рузбихана, Бабура, Мухаммада Хайдара Дулати и современых историков — любил и был хорошим знатоком лошадей, отличался военным талантом и способностью вести за собой также был хорошим дипломатом .
С именем хана Касыма устные предания казахов связывают первые правовые реформы и создание свода законов (« Касыма праведный путь ») .
Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основание, что их ханы и беки более родовитые знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Решения биев выполнялись не всегда .
— Если будет так продолжаться, — думал Касым хан, — то казахов постигнет участь моголов и Шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам.
И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а также выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе — определены сроки наказания за конкретные преступления. (Уголовный закон). В третьей главе — освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления. (Военный закон). Четвёртая глава — посвящена вопросам дипломатической службы и её этики. (Посольский закон — обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т. д. (Закон общественности) .
Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон — свидетельство справедливости и поэтому носит название «Қасым ханның қасқа жолы» («Доблестный путь Касым хана») (по другой версии «Чистая дорога хана Касыма» ).
Примечания
- Документ 255 // от 31 июля 2020 на Wayback Machine . М.-Л. АН СССР. 1954. С. 242.
- ↑ .
- Абу-л-Гази. Родословная туркмен / Пер. А. Н. Кононова. — М., Л., 1958.
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней. т.2. Алматы, 2010, с.363
- ↑ Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века. — Алма-Ата: Наука, 1985. — С. 41. — 104 с.
- ↑ , с. 186.
- ↑ от 4 апреля 2011 на Wayback Machine
- ↑ , с. 42..
- В толковом словаре персидского языка «Амид» дается пояснение, что «аризе» — вид письма, которое пишется вышестоящему лицу. По этому письму можно судить о том, что Мухаммед Шейбани пытается высоко оценить уровень хана Касыма
- Михман-наме-йи Бухара (Записки Бухарского гостя) / Пер., предисл. и примечания Р. П. Джалиловой. — М. , 1976. — С. 100−101.
- ↑ . Дата обращения: 8 июля 2008. 7 марта 2016 года.
- ↑ , с. 43..
- Туркменистан и туркмены в конце XV — первой половине XVI в. По данным «Алам ара-и Сефеви». Ашхабад. Ылым. 1981, с.118-122
- Туркменистан и туркмены в конце XV — первой половине XVI в. По данным «Алам ара-и Сефеви». Ашхабад. Ылым. 1981, с.117-122
- , с. 53.
- , с. 87.
- Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века. — Алма-Ата: Наука, 1985. — С. 48. — 104 с.
- В. В. Трепавлов . История Ногайской Орды. Москва. Издательская фирма «Восточная литература», РАН, стр.161
Литература
- Абусеитова М. Х. Казахское ханство во второй половине XVI века / Академия наук Казахской ССР. Институт Истории, Археологии и Этнографии им. Ч. Ч. Валиханова . — Алма-Ата: Наука, 1985. — 104 с.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
- / Кадырбаев А. Ш. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2018.
Из КНЭ:
- Пищулина К. А. Присырдарьинекие города и их значение в истории казахских ханств в XV—XVII веках // Казахстан в XV—XVIII веках, А., 1969.
- История Казахстана (с древнейших времен до наших дней), в 5-ти т., т. 2, А., 1997.
- Султанов Т. И., Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана, А., 2001.
- Исин А. И., Казахское ханство и Ногайская Орда во второй половине XV—XVI в, Семипалатинск, 2002.
Ссылки
- от 1 сентября 2018 на Wayback Machine
- от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
- от 7 марта 2016 на Wayback Machine
- 2021-07-06
- 1