Interested Article - Цесевич, Платон Иванович

Плато́н Ива́нович Цесе́вич ( 1879 1958 ) — артист оперы (бас-кантанте), камерный певец . Народный артист РСФСР ( 1947 ).

Биография

Родился в крестьянской семье на территории нынешней Белоруссии . С 1887 года жил в Киеве , где ещё ребёнком пел в хоре Софийского собора . Потом, в 1895-м, семья переехала в Екатеринослав . Здесь юный Платон зарабатывал заводским трудом (металлист, токарь) и в то же время участвовал в любительских спектаклях и концертах. В 1901 году он дебютировал в Екатеринославе в качестве певца оперетты. В дальнейшем входил в состав различных антрепризных опереточных, а затем оперных трупп, побывав во многих городах Российской империи. Дольше всего певец выступал в Киеве, где в течение ряда сезонов 1900-х — 1910-х годов был ведущим и популярнейшим солистом-басом Киевской оперы . В 1915—1918 годах — певец оперы Зимина в Москве.

В советское время П. И. Цесевич служил в оперных театрах Киева , Москвы, Ташкента , Харькова и др., продолжал гастрольную деятельность. В течение 1925—1933 годов совершал поездки за границу, выступив на театральных подмостках Неаполя , Парижа , Барселоны , Бухареста и др. С 1933 по 1948 год главным образом выступал в концертах . Оперную карьеру завершил в Одессе (1949).

Пользовался значительной популярностью как камерный исполнитель. Выступал в концертах вплоть до 1955 года. Был солистом Всесоюзного государственного концертного объединения СССР. Неоднократно записывал свой голос на грампластинки (оперные арии, романсы, русские и украинские народные песни).

Умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище .

Могила Цесевича на Новодевичьем кладбище Москвы

Творчество

Платон Цесевич — Мефистофель в опере «Фауст»

Платон Цесевич обладал мощным голосом весьма широкого диапазона, исполняя не только басовые, но и баритоновые партии. В сочетании с импозантной внешностью, высоким ростом, врождённым артистизмом и темпераментом это снискало ему славу «второго Шаляпина », причем в работе над воплощаемыми образами он не копировал Шаляпина, а добивался своей оригинальной трактовки. Оперный режиссёр Н.Боголюбов характеризовал молодого Цесевича как «артиста с ярко выраженным драматическим дарованием и голосом, которому, казалось, было „тесно“ на театральных подмостках» . Платон Иванович отличался трудолюбием и самодисциплиной; по оценке певца С. Левика , «пение с детства, труд рабочего, занятия пением и труд в зрелом возрасте делают из Цесевича выдающегося певца-актёра, обладающего не только отличными природными данными, но и умением трудиться над ролью и партией» .

Современники отмечали демократичность таланта Цесевича. Сам выйдя из социальных низов, он не стремился на императорскую сцену (хотя имел для этого все предпосылки), а вместо этого не раз выступал в рабочей среде, участвовал в благотворительных концертах.

Избранные партии

  • Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
  • Мефистофель («Мефистофель» А. Бойто)
  • Кардинал де Броньи («Еврейка» Ф. Галеви)
  • Иван Сусанин
  • Досифей («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Кочубей («Мазепа» П. Чайковского).
  • Кончак, Владимир Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина)
  • Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
  • Иван Карась («Запорожец за Дунаем»)
  • Лефорт («Царь и плотник» А. Лортцинга, впервые на русской сцене).

Семья

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — «Советская энциклопедия». — 1982. — С. 135. — 1008 с.
  2. . Дата обращения: 15 июня 2012. 21 января 2015 года.
  3. Боголюбов Н. Полвека на оперной сцене. — Москва, 1957. — С.126.
  4. Левик С. Записки оперного певца. — Москва, 1962. — С.76.

Литература

  • Козловський І. «Двойник Шаляпіна» // Культура і життя (Київ). — 1984. — 15 лютого (февраля). — С.8.
  • Лисенко Іван . Словник співаків України. — Київ, 1997. — С.315.

Ссылки

Источник —

Same as Цесевич, Платон Иванович