Interested Article - Ван Лоо, Шарль Андре

Шарль Андре ван Лоо , Карл Ванлоо ( фр. Charles-André van Loo [ʃaʁl ɑ̃dʁe vɑ̃ lo] , Carle Vanloo ; 15 февраля 1705 , Ницца 15 июля 1765 , Париж ) — французский живописец академического направления, придворный художник эпохи рококо , любимец маркизы де Помпадур , « первый живописец » при дворе короля Людовика XV .

Биография

Ш.-А. ван Лоо происходил из старинной семьи художников Ван Лоо, выходцев из Фландрии . Известным художником был его старший брат Жан-Батист ван Лоо .

Шарль ван Лоо родился в Ницце, входившей тогда в герцогство Савойское . Отец мальчика, художник Луи-Абрахам ван Лоо скончался, когда тому было всего семь лет. Воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Батиста, последовал за своим братом в Турин , а затем, в 1712 году, в Рим . Во время второго путешествия в Рим, в 1716—1718 годах, занимался живописью под руководством живописца Бенедетто Лути и скульптора Пьера Ле Гро . Был также учеником Пьера Гобера , придворного живописца короля Людовика XIV .

«Три грации»
Предположительно изображены Полин Фелисите де Майи-Нель и её сёстры — все фаворитки Людовика XV . 1765. Холст, масло. Замок Шенонсо

Покинув Италию в 1723 году, ван Лоо работал в Париже , учился в Королевской академии , где в 1723 году получил первую премию за рисунок, а в 1727 году — первую премию за «историческую живопись» — как и его будущий соперник Франсуа Буше . В 1724 году он получил Римскую премию за картину « Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем » .

Шарль Андре помогал своему старшему брату при выполнении различных заказов, в частности при реставрации картинной галереи замка Фонтенбло (1724). Первый заказ получил в 1725 году на картину « Восшествие Христа во храм » для зала капитула церкви Сен-Мартен-де-Шан. Работал также над созданием декораций для Парижской оперы .

После повторного посещения Турина в 1727 году художник был нанят королем Сардинии Виктором Амадеем II , для которого он написал серию картин, иллюстрирующих произведения Торквато Тассо . В 1728 году прибыл в Рим, одновременно с Франсуа Буше и со своими племянниками Луи Мишелем ван Лоо и Франсуа ван Лоо. В Италии он стал известен своим умением расписывать потолки в стиле « trompe-l’oeil » (с «обманом зрения» в перспективных ракурсах) на мифологические и религиозные сюжеты (например, «Прославление святого Исидора», 1729) и был замечен папой Бенедиктом XIII . Его самой важной работой этого периода остаётся «Эней, несущий Анхиса» (1729). В 1732 Шарль ван Лоо переехал из Рима в Турин, где работал для короля Пьемонта и Сардинии Карла Эммануила III , в том числе во дворце Ступиниджи , и создал серию из одиннадцати картин для королевского дворца в Турине на тему Торквато Тассо: «Освобождённый Иерусалим».

В 1733 году ван Лоо, в связи с начавшейся войной за Польское наследство , возвратился на родину и в 1734 году поселился в Париже. В 1735 году он стал членом Королевской академии живописи и скульптуры , в 1737 — профессором Академии по классу исторической живописи. В 1754 был избран ректором Академии, в 1763 — её директором. В 1750 художник был возведён в дворянское звание, в 1751 — награждён орденом Святого Михаила . В июне 1762 ему был присвоен титул первого художника короля . В 1764 году ван Лоо предпринял поездку в Лондон , но годом позднее скончался в Париже, в зените своего успеха .

Творчество

Шарль Андре ван Лоо работал в разных жанрах живописи. В 1736 году его картины с охотничьими сценками украсили залы Версальского дворца . В 1744 году он изображал забавные сценки для кабинета дофина в Версале. в 1736 году написал экзотические сцены охоты для малых апартаментов в Версальском дворце: «Охота на медведя» (La Chasse à l’Ours) и «Охота на страусов» (La Chasse à l’Autruche). В 1744 году расписал двери большого кабинета Дофина в Версале. В 1740—1750-х годах художник создал несколько серий картин, посвящённых древней истории, мифологии и религиозным сюжетам.

При французском дворе он пользовался поддержкой королевской фаворитки мадам де Помпадур и постоянно получал от неё заказы. В 1747—1748 годах ван Лоо выполнил ответственный заказ на портреты короля и королевы. Между 1752 и 1754 годами для мадам де Помпадур, украшения её дворца Бельвю ван Лоо написал двенадцать картин, включая «Аллегории искусств», одна из которых изображает маркизу в образе султанши, пьющую кофе ( Санкт-Петербург , Эрмитаж ; вариант — в парижском Лувре) . Незадолго до смерти маркизы, в 1764 году, художник написал аллегорию под названием «Искусство, умоляющее Судьбу пощадить жизнь мадам де Помпадур». Шедевром художника считается картина « Жертвоприношение Ифигении », написанное в 1757 году для Фридриха II Прусского , которое современники называли одним из величайших триумфов французской живописи.

В 1737 году ван Лоо принимал участие в росписях интерьеров Отеля Субиз в Париже. Около 1747 года выполнил аллегорическую композицию, изображающую Азию, для салона Отеля Самюэля-Жака Бернара на улице Бак. Работал для собора Нотр-Дам и церкви Сен-Сюльпис . Выполнял картоны для мануфактуры Гобеленов .

Учениками Ванлоо были Ф.-Х. Друэ, Г.-Ф. Дуайен , Л. Лагрене , Н.-Б. Леписье. Картины Шарля ван Лоо хорошо знали в России, его работе принадлежит один из лучших портретов императрицы Елизаветы Петровны (1760). Только в картинной галерее петербургского Эрмитажа находится шестнадцать картин Шарля Андре Ванлоо (в России его имя, как правило, пишут слитно: Карл Ванлоо).

Безграничная слава художника во второй половине XVIII века в связи с распространением эстетики неоклассицизма сменилась прохладным, а затем и резко критическим отношением. Дени Дидро и Жак Луи Давид , как бы соревнуясь друг с другом, обвиняли ван Лоо в жеманстве. А для романтика Эжена Делакруа имя Шарля ван Лоо было синонимом пошлости и мещанства .

По поводу картины ван Лоо «Ясон и Медея», выставленной в парижском Салоне 1759 года, Д. Дидро язвительно писал: «Это не что иное, как театральная декорация во всей её фальши; переизбыток красок нетерпим», а о картине «Купальщицы» ван Лоо Дидро заметил: «Останавливаешься перед ней скорее в силу собственной порочности, нежели благодаря таланту художника» .

Галерея

Избранные картины по жанрам

Мифология и аллегория

  • «Эней встречает Анхиса», 1729, Париж, Лувр.
  • «Тесей укрощает марафонского быка», 1730, Лос-Анджелес , Художественный музей
  • «Бахус и Ариадна», около 1732
  • «Аполлон и Марсий», 1735, Париж, Высшая школа искусств
  • «Персей и Андромеда», около 1735—1740, Санкт-Петербург, Эрмитаж
  • «Победа Александра над Пором», 1738, Лос-Анджелес , Художественный музей
  • «Азия», около 1747, Иерусалим , музей Израиля
  • « Пьяный Силен », 1747, Музей изобразительного искусства Нанси
  • «Юпитер и Антиопа», 1753, Санкт-Петербург, Эрмитаж
  • «Амур, стреляющий из лука», 1761, Санкт-Петербург, Павловский Дворец
  • «Нептун и Аминона», около 1757
  • «Три грации», около 1763, Лос-Анджелес , Художественный музей
  • «Искусства молят Судьбу, пощадить жизнь мадам Помпадур», 1764, Питтсбург , музей искусств Фрика

Картины бытового жанра

Религиозная живопись

  • «Добрый самаритянин», 1723, Montpellier , Музей Фабр
  • «Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем», 1724
  • «Восшествие Христа в храм», 1725, Лион , Собор Сен-Жан
  • «Прославление св. Исидора», 1729, Рим , церковь Сан-Исидоро
  • «Св. Карл Борромей даёт отпущение больному проказой», 1743, Париж, Нотр-Дам
  • «Поклонение ангелов», 1751, Брест , Художественный музей
  • «Обращение св. Губерта», 1758, дворец Рамбуйе
  • «Поклонение волхвов», около 1760, Лос-Анджелес , Художественный музей
  • «Голубая Пречистая дева», 1765, Париж, церковь Сен-Мерри
  • «Мученичество св. Стефана», Валансьен, Художественный музей

Портреты

  • Мария Лещинская, королева Франции (1703—1768) , 1747, Версальский дворец
  • Людовик XV , 1748, Версальский дворец
  • Людовик XV , 1751, Версальский дворец
  • Портрет Жака-Жермена Суффло (1714—1781) , Версальский дворец

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Charles-André van Loo at the Encyclopædia Britannica от 19 января 2022 на Wayback Machine
  3. Chisholm H. «Vanloo, Charles Andrew». Encyclopædia Britannica. Vol. 27 (11th ed.). — Cambridge University Press, 1911. — Р. 895. от 23 июня 2022 на Wayback Machine
  4. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог. — Том 1. — Л.: Аврора, 1976. — С. 188. Инв. № 7489
  5. Власов В. Г. Ванлоо // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 175
  6. Дени Дидро. Салоны. Том первый. М.: Искусство, 1989. С. 25

Литература

  • Золотова Н. Ю. Ванлоо, Карл / Н. Золотова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия : в 3 т. / автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.).. — М. : Белый город, 2006. — Т. I : А—Й. — С. 195–196. — 463 с. — 3000 экз. ISBN 5-7793-0920-5 . — ISBN 5-7793-0922-1 (т. I).
  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. — Типография А. Плюшара; С.-П., 1837 — с. 242 (Карлъ Андрей Ванлоо).
  • Colin B. Bailey (Hrsg.): Les Amours des dieux. La peinture mythologique de Watteau à David . Fort Worth et Paris, Kimbell Art Museum et Réunion des musées nationaux, 1991
  • Thieme-Becker : Künstlerlexikon, Bd. 23, 1929
  • Pierre Rosenberg, Marie-Catherine Salut, Ausstellungskatalog Nizza 1977
Источник —

Same as Ван Лоо, Шарль Андре