Рауд, Эно Мартинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Игнац Мартинович ( венг. Mártinovics Ignác ; 20 июля 1755 — 20 мая 1795) — венгерский политический деятель, один из руководителей республиканского движения « венгерских якобинцев » 1794 года, философ-естествоиспытатель, физик и химик. Доктор теологии и философии. Бывший походный священник, ставший материалистом и атеистом под влиянием французских просветителей . Профессор математики и естествознания в Буде, преподаватель семинарии в Бродах, доктор физики и философии Львовского (Лембергского) университета .
Происходил из сербского рода, переселённого в Венгрию сербским православным патриархом Арсением III Черноевичем . Сын отставного офицера Матьяша Мартиновича, рано остался сиротой. В 1773 году в городе Байя (Венгрия) вступил в орден францисканцев под монашеским именем Домонкош (Доминик), в 1778 году принял сан священника. В 1779 году окончил богословский факультет университета в Буде , где начал преподавать философию и математику во францисканском монастыре. В 1780 году переведён во францисканский монастырь в город Брод (ныне Славонски-Брод в Хорватии).
Без разрешения церковных властей Мартинович покинул монастырь и в июле 1781 года занял должность полкового капеллана на Буковине , где в августе перебрался в Черновцы . Здесь познакомился с польским графом Игнацы Потоцким , в качестве секретаря которого пропутешествовал по значительной части Европе. С 1782 года вернулся с графом в Лемберг (Львов), где стал давать уроки как частный учитель, а с осени 1783 года преподавал естествознание в Лембергской академии (с 1784 года университет). 25 октября 1784 года стал деканом кафедры философии.
Выступил как автор ряда естественнонаучных трудов. Под влиянием французского философа-материалиста Гольбаха к концу 1780-х годов перешёл на материалистические и атеистические позиции, что нашло отражение в его «Философских записках…» («Философские мемуары» — «Mémoires philosophiques, ou la nature dévoilée», 1788), хотя до конца жизни сан католического священнослужителя с себя не сложил. Был избран членом Харлемской, Мюнхенской, Стокгольмской и Петербургской академии наук . При этом в 1791 году в Пеште тщетно пытался получить должность профессора физики в университете Пешта.
Противоречивая политическая деятельность Мартиновича началась с опубликования в 1790 году анонимной брошюры «Воззвание к знати и дворянам…» («Oratio ad proceres et nobiles…»), призывавшей к свержению власти аристократии и высшего духовенства. Первоначально Мартинович был сторонником просвещённого абсолютизма в духе Иосифа II и проведения буржуазных реформ сверху, надеялся добиться своих целей в борьбе против крепостников и клерикалов через сотрудничество с властями, возглагая надежды на имперское правительство Австрии. После вступления на престол Франца I отказался от монархических иллюзий, установил связи с радикальными патриотически настроенными представителями дворянской интеллигенции, стал организатором и руководителем антиавстрийского республиканского движения. В июле 1794 году был арестован, затем предан суду и казнен.
С 1791 года был завербован Францем Готтарди , стал агентом тайной полиции и осведомителем императора Леопольда II . Официально Мартинович числился придворным химиком и аббатом Сасвара, но его главным заданием было проведение ревизий в регионах, информирование властей о деятельности орденов масонов, иллюминатов и иезуитов, консультирование по противодействию оппозиции в среде венгерского дворянства.
После вступления на престол Франца II (Ференца I на венгерском престоле) Мартинович был уволен новым императором и обратился к участию в демократическом движении. Хотя поначалу, установив весной 1793 года связи с радикальными представителями дворянской интеллигенции, Мартинович продолжал писать на неё доносы, в итоге он отказался от монархических иллюзий, что нашло своё отображение в памфлете «Открытое письмо императору», в котором подверг разгромной критике политику Франца II и выражал солидарность с идеями Великой французской революции . Так он окончательно примкнул к республиканскому движению венгерской интеллигенции.
При участии Игнаца Мартиновича весной 1794 года были основаны два тайных общества — «Общество реформаторов» ( венг. Reformerek Társasága ) и «Общество свободы и равенства» ( венг. Szabadság és Egyenlőség Társasága ; собственно «венгерских якобинцев»). Первое состояло из представителей прогрессивного дворянства, поддерживавших умеренные реформы, призванные установить независимое венгерское государство с республиканской формой правления. Так как «Общество реформаторов» не выдвигало программы радикальных революционных преобразований, деятельность и программные принципы якобинцев из «Общества свободы и равенства» ему не оглашалась, поскольку многие антифеодальные идеи могли попросту оттолкнуть дворян из «Общества реформаторов».
Программа венгерских якобинцев распространялась в форме катехизисов , построенных по принципу «вопрос-ответ» и записываемых от руки на тетрадях. На протяжении последующих нескольких месяцев численность членов организаций, связанных с венгерскими якобинцами, достигла 300 человек, и «Общество свободы и равенства» перешло непосредственно к планированию антигабсбургского заговора. К нему были привлечены , отставной гусарский капитан , и граф , возглавившие тайные организации. Совместно с Мартиновичем они составляли Директорию, которой предстояло возглавить восстание.
Деятельность венгерских якобинцев стала известной австрийской тайной полиции, арестовавшей в июле 1794 года Мартиновича и вышедшей через него не только на след остальных заговорщиков, но и на их связи с международным революционным движением (действия арестованного Мартиновича расценивались многими его товарищами как предательство). За «оскорбление императора» и «предательство родины» (государственную измену) 50 якобинцев были осуждены австрийским судом. В первую очередь, это были руководители якобинцев, но кроме них, перед судом предстали и случайные люди, «вина» которых исчерпывалась чтением тайной литературы (катехизисов), распространяемой революционерами. Находясь под императорского двора, суд вынес 18 смертных приговоров, семь из которых были приведены в исполнение.
Игнац Мартинович и четыре директора были казнены на плахе 20 мая 1795 на лугу близ Буды , носящем с этого времени название Кровавого поля, с почти средневековой жестокостью.