Вебб, Беатрис
- 1 year ago
- 0
- 0
Беатрис Поттер ( англ. Beatrix Potter , полное имя Хелен Беатрикс Поттер ( англ. Helen Beatrix Potter ); 28 июля 1866 , Кенсингтон , Лондон — 22 декабря 1943 , Нир-Сорей, Камбрия ) — английская детская писательница и художница.
Беатрис Поттер было шестнадцать лет, когда она впервые увидела Озёрный край , влюбилась в его красоты и решила когда-нибудь там поселиться. Став взрослой, она осуществила юношескую мечту и из Лондона переехала на ферму «Хилл-Топ». К своим сказкам Беатрис рисовала подробные иллюстрации, на которых легко узнать её дом с садом.
Соседи писательницы проявляли большой интерес к её творчеству и радовались, когда на картинках узнавали собственные дома. Они часто видели Беатрис с этюдником на природе, в деревне и в ближнем рыночном городке Хоксхед. Местные сценки легли в основу сказок о зверюшках и были выполнены так замечательно, что со всех концов света и ныне приезжают люди — посмотреть места, изображённые в её книгах.
Беатрис очень любила животных и изучала их всю жизнь. Когда была маленькой, у неё в детской жили лягушки, мыши, ёжик, тритон Исаак Ньютон и даже летучая мышь. Беатрис наблюдала за ними и рисовала. И рисунки её становились все лучше и лучше. К тому времени, когда она стала изображать своих героев одетыми в платья, сюртуки и кафтаны, зверюшки на картинках словно ожили. У Беатрис было два домашних кролика, которым она посвятила много иллюстраций. Одного из них, Питера Пуша ( англ. Peter Rabbit ), она водила на поводке и брала с собой повсюду, даже в поезд. Она облачила его в голубую курточку и написала о нём свою первую сказку с собственными иллюстрациями — самую известную в мире.
Путь Беатрис Поттер как писательницы и художницы начался в 1902 году, когда издатель Фредерик Уорн напечатал «Сказку о Кролике Питере » (The Tale of Peter Rabbit). Ранее несколько издательств отказались от маленькой книжки. Вплоть до 1910 года Беатрис сочиняла, рисовала и публиковала в среднем по две книжки в год. Гонорары дали ей некоторую независимость, хотя она всё ещё жила вместе с родителями. В 1905 году издатель Норман Уорн сделал Беатрис предложение. Беатрис согласилась выйти замуж, но через несколько недель Уорн умер от рака крови . В том же году она купила ферму Хилл Топ в деревне Сорей. После смерти Нормана она старалась проводить там как можно больше времени. Виды фермы и окружающей природы стали появляться в виде иллюстраций к её книжкам.
В 1913 году, в 47 лет Беатрис вышла замуж за нотариуса Вильяма Хилиса и стала жить в деревне Сорей постоянно.
Беатрис Поттер стала одной из первых, кто занялся сохранением природы Англии. Она постепенно скупила фермы разорившихся соседей, разрешив им продолжать вести хозяйство.
Поттер скончалась 22 декабря 1943 года от пневмонии и сердечно-сосудистого заболевания . Её прах захоронили на . Беатрис завещала 4000 акров (16 км²) земли и 16 ферм, коттеджей, стада коров и овец National Trust. Теперь эта земля включена в состав национального парка Лейк-Дистрикт . Центральный офис National Trust в Суиндоне в 2005 году получил название «Хилис» в честь писательницы. Её супруг Уильям Хилис продолжил заниматься благотворительностью покойной жены и изданием её литературных и художественных трудов последующие 20 месяцев, на которые он её пережил. После его смерти в августе 1945 года его собственность отошла National Trust .
Беатрикс Поттер: репродуктивная система Hygrocybe coccinea, 1897
Родители Беатрикс Поттер не препятствовали высшему образованию. Как это было принято в викторианскую эпоху, женщины ее класса имели частное образование и редко поступали в университет.
Беатрикс Поттер интересовалась всеми отраслями естествознания, кроме астрономии. Ботаника была страстью для большинства викторианцев, а изучение природы было популярным энтузиазмом. Она собирала окаменелости,изучала археологические артефакты из лондонских раскопок и интересовалась энтомологией . Во всех этих областях она рисовала и рисовала свои образцы с возрастающим мастерством. К 1890-м годам ее научные интересы были сосредоточены на микологии . Впервые привлеченная к грибам из-за их цвета и уклона в природе и ее удовольствия от их рисования, ее интерес углубился после встречи с Чарльзом Макинтошем, почитаемым натуралистом и микологом-любителем, во время летнего отпуска в Данкелде в Пертшире в 1892 году. Он помог повысить точность ее иллюстраций, научил ее таксономии и снабдил ее живыми образцами для рисования зимой. Заинтересовавшись тем, как размножаются грибы, Поттер начал микроскопические рисунки спор грибов (агариков) и в 1895 году разработал теорию их прорастания. Благодаря связям своего дяди сэра Генри Энфилда Роско, химика и вице-канцлера Лондонского университета, она консультировалась с ботаниками в садах Кью, убеждая Джорджа Масси в ее способности прорастать спор и в ее теории гибридизации. Она не верила в теорию симбиоза, предложенную немецким микологом Симоном Швенденером, как считалось ранее; вместо этого она предложила более независимый процесс размножения.
Отвергнутая Уильямом Тиселтон-Дайером, директором Кью, из-за ее пола и любительского статуса, Поттер написала свои выводы и представила статью «О прорастании спор агарицин» в Линнейское общество в 1897 году. Он был введен Масси, потому что, будучи женщиной, Поттер не могла присутствовать на заседаниях или читать свою газету. Впоследствии она отозвала его, поняв, что некоторые из ее образцов были загрязнены, но продолжала свои микроскопические исследования еще несколько лет. Ее работа только недавно была вновь открыта, наряду с богатыми, художественными иллюстрациями и рисунками, которые сопровождали ее. Ее работа только сейчас подвергается должной оценке. Позже Поттер передала свои другие микологические и научные рисунки в Музей и библиотеку Армитта в Амблсайде, где микологи до сих пор обращаются к ним для идентификации грибов. Существует также коллекция ее картин гриба в Пертском музее и художественной галерее в Перте, Шотландия, подаренная Чарльзом Макинтошем. В 1967 году миколог У..К. Финдли включил многие из красиво точных рисунков грибов Поттера в свои Wayside & Woodland Fungi, тем самым удовлетворив ее желание однажды опубликовать свои рисунки грибов в книге.В 1997 году Линнеевское общество принесло посмертные извинения Поттер за сексизм, проявленный в его исследованиях.
В советский период на русском языке была издана только одна небольшая сказка писательницы ( англ. The Tale of Mrs. Tiggy-Winkle ), которая в переводе Ольги Образцовой получила название «Ухти-Тухти». Она вышла в 1958 году с иллюстрациями Бориса Калаушина и переиздана в 1961 году. Следующее издание этой сказки (с иллюстрациями Ирины Наховой ) увидело свет лишь спустя много лет — в 1989 году. В 1990-е годы и позже были переведены на русский язык и изданы многие другие произведения Беатрис Поттер.
В 2009 году впервые с оригинальными иллюстрациями в переводе на русский язык вышли девять сказок в составе трёх книг.
Почти все свои рисунки Поттер завещала National Trust. Авторские права на её рассказы и товары затем были переданы её издателю Frederick Warne & Co, теперь являющемуся подразделением Penguin . 1 января 2014 года срок действия авторских прав истёк в Великобритании и других странах, где действует закон «70 лет после смерти автора». В 1946 году National Trust открыл вход посетителям в дом Поттер «Хилл-Топ», где до 1985 года выставлялись её работы. Затем их перевезли в один из офисов в , ставший .
Крупнейшая коллекция писем и рисунков Поттер хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), в Отделе редких книг Свободной библиотеки Филадельфии , Детской библиотеке Принстонского университета (США).
Микологические рисунки Поттер ещё при жизни передала в Амблсайде (Великобритания).