Испанский арабист
Асин-Паласьос
упоминает одиннадцать его сочинений
, из которых особо выделяется «Книга кругов» (в еврейском переводе «Интеллектуальные круги»), где
мироздание
сравнивается с интеллектуальным кругом
(сферой, другое название книги — «Воображаемые сферы»
). Вся система отрицательных атрибутов, теория о всеведении Бога и учение о свободе воли, как они изложены у
Маймонида
в «
Путеводителе растерянных
» (XII век), заимствованы из этого труда Батальюси
.
Содержание
«Книга кругов»
Сочинение было переведено
Моисеем ибн-Тиббоном
с арабского на еврейский язык, под заглавием «Ha-Rajonoth ha-Agguloth» («Интеллектуальные круги»; XIII век) и издано
Д. Кауфманном
(Будапешт, 1880) с обстоятельным введением
, посвящённым попытке установить следы учения автора в еврейской философии. Как устанавливает Кауфман в своём введении, более значительная часть дошедшей до нас рукописи «Интеллектуальные круги» носит имя
Птолемея
(נטלמיוס), в котором Кауфман усматривает испорченное Батальюси (נטליוסי).
Иосиф ибн-Каспи
(род. 1280), впервые цитирующий это сочинение, также отмечает имя «Птолемей». Рукопись Британского музея
носит в заголовке следующую пометку «Книга интеллектуальных кругов Птолемея», а в заключении: «конец книги интеллектуальных кругов Птолемея».
Содержание
Текст «Книги кругов» («Интеллектуальные круги») разделён на семь глав
. Заглавие
первой главы
: «Разъяснение тезиса философов, объявивших, что порядок, в котором сущности происходят из первопричины, напоминает идеальный круг (да’ира вахмиййа), в котором точка возврата к принципу совпадает с формой человека»
.
Основное содержание
первых четырёх глав
:
Вселенная со всем в ней существующим представляет
круг
, начало и конец которого —
Бог
. Исходя от Бога, всё существующее распределяется в следующем порядке: девять интеллигенций, управляющих девятью
сферами (сефирами)
, и
, сотворивший подлунный мир, душу, форму и материю. При посредстве формы материя одухотворяется и, родив
четыре стихии
, производит минералы, растения, животных и, наконец, человека. Последний при помощи своего
интеллекта
, являющегося его отличительным атрибутом (свойством), проходит через все серии существ и возвращается к Богу. Итак, вселенная представляет
круг
. Наконец, человек, являющийся последним звеном в ряду творений, вызванных активным разумом, сам
после своей смерти
становится частью этого разума, пройдя последовательно ряд низших преобразований.
—
Разум
человеческий, в свою очередь, совершает
круг
, причём проходит все стадии в такой последовательности: человек, животные, растения, минералы, стихии, материя, форма, душа и активный разум, откуда вышел и к которому возвращается человек после своей смерти. Из этого вытекает, что и область
духовной жизни
человека совершает в своём поступательном движении правильный
круг
.
— По естественному ходу дела человек, как благороднейшее из всех творений
подлунного мира
, должен был бы быть создан ранее всех прочих творений; тем не менее, он является (по времени возникновения) последним из них с определённой целью быть в состоянии исследовать и понимать всё созданное раньше его. Частичный разум человека получил возможность и способность понимать общий,
мировой разум
. Человек, таким образом, принимает активное участие как в
духовном
, так и в
реальном мире
. В полном соответствии с этим он и называется «
микрокосмом
», и его разум охватывает оба мира, как духовный, так и реальный.
— Ряды чисел также образуют
круг
. Исходя из
единицы
, они развиваются и возвращаются к своей точке отправления, достигнув
десяти
, которое также является своего рода единицей. Бог — единица и единство par excellence (превыше всего, в высшей степени). Подобно тому, как числовая единица вызывает к существованию все остальные числа, так и Бог вызывает к жизни мир.
Шестая глава
посвящена вопросу о
всеведении
Бога и опровергает аргументы философов, утверждающих, будто Бог знает лишь всё общее, вовсе не интересуясь частностями.
В
седьмой главе
автор приводит восемь доказательств в пользу бессмертия души. Большинство этих аргументов уже имеются в сочинении
Бахьи
«Maani al-Nafs» («Размышления о душе»).