Interested Article - Певцы-кастраты

Фаринелли ( Farinelli ), известный певец-кастрат
Фрагмент картины

Певцы-кастраты ( ит. Castrato ) — исполнители вокальных партий, в раннем возрасте подвергнутые кастрации и в силу этого обладавшие высоким женоподобным голосом. Обычно голоса кастратов — это сопрано и контральто .

История явления

В Константинополе около 400 года при дворе императрицы Евдокии (Eudoxia) евнух Брисон (Brison) был хормейстером , что является свидетельством участия кастратов в византийском хоре . Однако, точно не известно, был ли сам Брисон певцом и были ли его коллеги евнухами.

Певцы-кастраты становятся известными в IX веке (хор собора Св. Софии в Константинополе) и были популярными вплоть до 1204 года , когда в ходе четвёртого крестового похода Константинополь был взят и разорён крестоносцами . Позже, почти через триста лет, традиция пения кастратов возрождается и совершенствуется в Италии , появившись там в начале XVII века .

Первоначально это были исполнители высоких партий в папской капелле , куда не могли быть допущены женщины. Как указывает Е. М. Браудо , впервые кастрат (по имени Джироламо Розини) появился в папской капелле в 1601 году . В дальнейшем кастраты начинают применяться и в светской музыке. Известно, что кастраты принимали участие в премьере оперы Монтеверди « Коронация Поппеи » в 1642 году , но исследователи отмечают, что они пели в оперных постановках и раньше .

Несмотря на то, что сама кастрация была запрещена при папе римском Клименте XIV , консерватории находили способы обойти этот запрет, и певцы-кастраты были довольно многочисленны.

Физиологические особенности

« Аве Мария » в исполнении Алессандро Морески

Голос кастрата отличался высотой, женоподобностью и гибкостью, но при этом имел большую силу и мог исполнять сложные виртуозные пассажи большой длительности .

У кастратов голосовые связки не испытывали изменения, характерные для периода полового созревания , благодаря чему у кастратов частично сохранялся вокальный диапазон голосов несозревших мальчиков , развиваясь отлично от голосов некастрированных лиц мужского пола.

По мере роста подростка (особенно лёгких и мышц), при выполнении особых тренировок, его голос получал особую гибкость, широкий диапазон (включая недостижимое для обычных мужчин сопрано ). Узкая голосовая щель, как у мальчика, позволяла кастрату очень экономно расходовать певческое дыхание и выпевать на одном дыхании фрагменты такой длины, которая недоступна ни одному взрослому половозрелому певцу с обыкновенным певческим аппаратом. Кроме того, кастрат продолжал петь в той же позиции, в которой и начинал в раннем детстве, ему не приходилось переучиваться на новый голосовой аппарат, который получает всякий повзрослевший юноша, «с нуля».

Полной кастрации не проводилось, а так называемую кастрацию делали в юном возрасте до начала мутации голоса, усекая сосуды, без кровоснабжения которыми гормональное развитие организма приостанавливалось.

Оценка

Источники в целом выражают резко отрицательное отношение к практике кастрации будущих певцов, называя её «уродливым отношением к вокальному искусству» , «отвратительным обычаем» и указывая, что «ввиду громадного успеха нескольких кастратов кастрация сделалась, по-видимому, предметом постыдной спекуляции, причём массами оскопляли мальчиков, из которых позже не выходило хотя бы мало-мальски выдающихся певцов» . Так же церковь имела к кастратам весьма неоднозначное отношение. В большей мере церковь относилась к оскоплению скверно и осуждающе, но, несмотря на это, создавала школы для обучения кастратов и нанимала их для совершения служения.

Интерес к искусству кастратов

В настоящее время партии, написанные для кастратов, исполняются женщинами или контратенорами .

Например, певица Чечилия Бартоли в 2009 году записала альбом «Sacrificium», состоящий из арий, написанных для кастратов в эпоху барокко . В альбом входят такие известные арии, как «Ombra mai fu» Генделя , «Son qual nave» Броски и «Sposa, non mi conosci» .

Партии для певцов-кастратов

См. также

Примечания

  1. Браудо Е. М. // Всеобщая история музыки. — М. : Государственное издательство Музыкальный сектор, 1930. — Т. 2. — 267 с. — 2000 экз.
  2. Ливанова Т. // История западноевропейской музыки до 1789 года. — М. , 1983. — Т. 1. — 696 с.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Кастрат — статья из Большой советской энциклопедии .
  5. Кастрат // Музыкальный словарь.

Литература

  • Патрик Барбье. // История кастратов. — СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. — С. 9—37, 146—155.
  • Naomi Adele André. . — Indiana University Press, 2006. — 230 с. — ISBN 0253346444 .
  • Angus Heriot. . — Secker & Warburg, 1956. — 243 с.
  • // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 741—742. — 960 с.
Источник —

Same as Певцы-кастраты