К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Лео фон Кленце ( нем. Leo von Klenze , 29 февраля 1784 , Шладен — 27 января 1864 , Мюнхен ) — немецкий архитектор , рисовальщик и акварелист, живописец, исследователь античной архитектуры, теоретик искусства. Выдающийся представитель западноевропейского неоклассицизма , один из основателей «мюнхенского классицизма».
Франц Карл Леопольд Кленце родился 29 февраля 1784 года в Бухладене, ныне: Боклах (Boklah) близ Шладена (Нижняя Саксония), в семье судебного пристава. В семье было семеро детей, будущий архитектор был третьим ребенком. Семья жила в Шладене до 1791 года . В шестнадцать лет Лео Кленце начал изучать архитектуру в Берлинской строительной академии (Bauakademie), в мастерской Фридриха Давида Жилли . Получил диплом «Сопроводителя строительных работ» (Kondukteur von Bauarbeiten). Кроме того, он брал уроки у Алоиса Хирта , берлинского историка античного искусства и археолога, благодаря которому он на всю жизнь полюбил античность. Эта любовь окрепла после первой поездки в Италию весной и летом 1806 года, и последующих: в 1808, 1823 и 1864 годах . Кленце также учился архитектурному проектированию во Франции , в Париже у Шарля Персье и Пьера Фонтена , архитекторов французского ампира , и у Ж.-Н.-Л. Дюрана , ученика мегаломана Э.-Л. Булле .
Путешествуя по Италии , Кленце детально изучал памятники античности: в Риме , Пестуме и на Сицилии, в Акраганте . Везде он делал подробные зарисовки и писал акварельные ведуты. В Италии он установил контакты с вестфальским двором: в феврале 1808 года он стал придворным архитектором короля Жерома Бонапарта в Касселе . В столице Вестфалии Кленце осуществил первый самостоятельный проект — дворцовый театр в замке Вильгельмсхёэ, выполненный по заказу Жерома Бонапарта в 1809—1810 годах (в 1828—1830 годах И. К. Бромейс по поручению курфюрста Вильгельма II Гессен-Кассельского преобразовал театр в бальный зал). Там же Кленце познакомился со своей будущей женой — сестрой композитора Феличе Бланджини и певицей придворного театра ; они обвенчались 28 августа 1813 года. В 1815 году по заказу Евгения Богарне архитектор завершил перестройку замка Исманинг в Баварии .
С разгромом наполеоновской империи супруги Кленце и Феличе Бланджини переселились в Мюнхен . В 1815 году Кленце поступил на службу баварского двора. В 1816 году он выиграл конкурс на постройку Глиптотеки в Мюнхене , после чего занял должность придворного архитектора баварского кронпринца Людвига I , знаменитого собирателя картин и античной скульптуры. По заказу Людвига Баварского фон Кленце выстроил в Мюнхене ансамбль Кёнигсплац : Глиптотеку наподобие греческого храма (1816—1830), Пинакотеку в стиле « неоренессанса » (1826—1836), Пантеон на лугу Терезии (1833—1853), Пропилеи (1846—1860) отчасти повторяющие композицию знаменитой постройки афинского Акрополя.
После освобождения Греции от турецкого владычества первым королём независимой Греции в 1832—1862 годах был сын Людвига I, баварский принц Оттон I Виттельсбах) . С ним в Грецию прибыли многие немецкие археологи, реставраторы и архитекторы. Кленце также много строил в Афинах. Участвовал в раскопках древних сооружений и представил предложения по восстановлению Акрополя .
В 1822 году Кленце был возведен в личное, а в 1833 году — в потомственное баварское дворянство. В 1841 году был принят в Мюнхенскую академию художеств . В 1852 году награжден Королевской золотой медалью. 31 мая 1861 года Кленце был удостоен прусского ордена «Pour le Mérite für Wissenschaft und Künste» (За заслуги в области науки и искусства) . В 1862 году стал почётным гражданином города Мюнхена.
Кленце собирал произведения современных немецких живописцев. В 1841 году он продал свою коллекцию, включающую 58 пейзажей и жанровых картин, королю Людвигу I. Эти картины стали основой художественного собрания Новой пинакотеки.
Во время последней поездки в Италию в 1864 году восьмидесятилетний Лео фон Кленце заболел и по возвращении в Мюнхен скончался 27 января того же года. Похоронен на Старом южном кладбище , там же — члены его семьи. Надгробие украшает бюст архитектора работы скульптора И. Гальбига . Среди его многочисленных учеников был Август Бромейс . По случаю столетия со дня рождения Лео фон Кленце в 1884 году историк искусства и директор Старой пинакотеки Франц Ребер выступил перед Баварской ассоциацией архитекторов и инженеров в Мюнхене с благодарственной речью. Бюст Кленце помещён в «Зал славы Германской нации» Вальхаллы .
Лео фон Кленце играл значительную роль в популяризации древнегреческой архитектуры в России. Его деятельность была хорошо известна архитектурному сообществу в России. Он был принят «вольным общником» — почётным членом — Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге .
С 1996 года Высшим строительным управлением Баварского государственного министерства внутренних дел выдающимся архитекторам вручается Медаль Лео фон Кленце.
После поражения Наполеона в « Битве народов » под Лейпцигом в 1813 году, соперничество Пруссии и Баварии за первенство в объединении немецких земель выразилось в своеобразном соревновании по созданию «национального стиля» в искусстве. Архитектор Карл Фридрих Шинкель в Берлине создавал стиль «прусского эллинизма», как бы заочно противостоявший ампиру побеждённой Франции. Кронпринц Баварии Людвиг I , ненавидивший Бонапарта, ещё до вступления на престол, также пристрастился к архитектуре, осознавая её государственное значение. Король Людвиг стал одним из главных идеологов национально-романтического движения филэллинизма ( нем. Philhellenismus ) в Баварии. Если французская архитектура периода диктатуры Наполеона создала стиль ампир, ориентированный на искусство императорского Рима, то Бавария короля Людвига будет вдохновлена искусством демократических Афин. Поэтому король задумал превратить Мюнхен в «Новые Афины на Изаре» ( нем. Neues Athen auf Izar ) .
Ближайшим соперником, в отдельных случаях сотрудником, по превращению Мюнхена в Новые Афины, был архитектор Фридрих фон Гертнер . В 1816 году кронпринц Людвиг поручил Лео фон Кленце, выигравшему конкурс на проектирование здания Глиптотеки , создание в северо-западной части Мюнхена ансамбля Кёнигсплац . Помощником Кленце был архитектор Карл фон Фишер . Строительство продолжалось в 1816—1830 годах.
Здание Глиптотеки с коллекцией древнегреческой и древнеримской скульптуры построено в виде античного храма ионического ордера в 1816—1830 годах. Расположенное напротив через площадь здание Античного собрания работы архитектора Георга Фридриха Цибланда также создано по подобию храма коринфского ордера .
В западной части Королевской площади находятся Пропилеи (1846—1860), построенные по образцу Пропилей Афинского акрополя . На фризе Пропилей изображены эпизоды войны за освобождение Греции от власти Османской империи .
Помимо архитектуры Кленце занимался живописью и графикой, в одних случаях в качестве наглядного пояснения к своим проектам, в иных — ради выражения эстетического кредо, популяризации идей эллинизма и для собственного удовольствия. Всего Кленце создал около шестидесяти живописных картин, не считая подготовительных этюдов. Многие идеи обсуждались с королём. Переписка архитектора и Людвига I насчитывает около 1700 документов .
В архитектурных проектах, используя опыт археологических изысканий на Афинском Акрополе, Кленце, в отличие от иных архитекторов-неоклассицистов, стремился к точному воспроизведению античных прототипов. Он был сторонником теории полихромии древнегреческой скульптуры и архитектуры. В здании Глиптотеки Кленце имитировал античную технику кладки стен и куполов (не видных снаружи), а затем закрыл кладку слоем штукатурки и фресками в «помпейском стиле».
Кленце был автором письменных трудов: «О храме Юпитера Агригентского» (1827), «Афористические заметки о путешествии в Грецию» (1838), «Сборник архитектурных набросков» (1811), «Опыт реставрации тосканских храмов» (1822). Эти труды принесли Кленце известность как археологу и теоретику. Ряд академий и археологических обществ избрали его своим членом .
Однако в своих архитектурных, графических и живописных произведениях Кленце был более романтиком, чем классиком, создавая фантазии в духе Пиранези . В духе своего времени он оставался эклектиком . В частности, для его архитектурного творчества характерно сочетание разнородных элементов: «греческих» портиков и «египетских» пилонов, римских арок, средневековых машикулей иренессансной рустовки . Архитектуру немецкого неоклассицизма XIX века в целом отличает модернизированный контраст чистых плоскостей стен и измельченных элементов декора . Геометризованные оконные проёмы необычно сочетаются с греческими акротериями . В здании Старой пинакотеки Кленце применил не античный, а ренессансный мотив арочного « брамантова окна ». В здании Баварского военного министерства на Людвигштрассе и в южном фасаде Резиденции на Макс-Йозеф-Плац Кленце повторил композицию знаменитого ренессансного Палаццо Питти во Флоренции. А в фасаде Главного почтамта на Максимилианштрассе — лоджию Оспедале дельи Инноченти во Флоренции Филиппо Брунеллески .
Для обозначения собственного стиля Кленце, как и Шинкель в Берлине, пользовался греческим термином палингенесия ( нем. Palingenesie , от др.-греч. παλιγγενεσία ) .
Лео фон Кленце завершал постройку « Зала Освобождения » ( нем. Befreiungshalle ) по проекту Фридриха фон Гертнера — монумента, посвящённого памяти павших героев в освободительных антинаполеоновских войнах 1813—1814 годов, недалеко от города Кельхайм в Баварии (1842—1863). В этом монументе тема древнеримского Пантеона сочетается с романскими контрфорсами , аллегорической скульптурой и галереей-бельведером. Кленце создал конституционную колонну в Гайбахе и монумент в Бургберге (Эрланген). Архитектурные сооружения Кленце часто дополнял скульптурами баварского скульптора Людвига Шванталера. С 1828 года Кленце играл ключевую роль в строительстве крепости Ингольштадт.
В 1813 году был открыт конкурс на создание Вальхаллы — «Зала славы Германской нации». В скандинавской мифологии Вальхалла — небесный рай, место успокоения павших героев (замысел кронпринца Людвига относится к 1807 году). В конкурсе приняли участие многие немецкие архитекторы. К. Ф. Шинкель прислал на конкурс проект в готическом стиле, породивший долгие дебаты о стиле, в наибольшей степени выражающем «национальный дух» в архитектуре и величие германской нации. Вариант Шинкеля был отвернут в пользу «греческого» проекта, созданного Лео фон Кленце. В 10 км к востоку от Регенсбурга на левом высоком берегу Дуная по проекту Кленце в 1830—1842 годах возвели здание, повторяющее в общих чертах архитектуру Парфенона афинского Акрополя (1830—1842). Размеры Вальхаллы почти в точности совпадают с размерами Парфенона. Его длина составляет 48,5 м, ширина — 14 м и высота — 15,5 м. Как и Парфенон, германский монумент имеет 8 х 17 колонн дорического ордера по главному и боковым фасадам .
Король Людвиг утверждал, что афинский Парфенон является не только образцом совершенной архитектуры, но и тесно связан с прославлением победы греков над персами, которая способствовала объединению Древней Греции. Соединение тевтонской мифологии с эллинизмом обосновывали «кавказской теорией» И. фон Мюллера, согласно которой германские народы вышли с Кавказских гор; один поток направился на север, другой — вдоль Дуная, в сердце Европы, в Германию. Поэтому монумент в греческом стиле по мысли Людвига ассоциируется с победами древних германцев над римлянами в Тевтобургском Лесу в 9 году н. э. и последующими триумфами. «Пантеон германской нации» высится на громадных каменных террасах. В главном зале — 121 бюст и 64 памятных доски с именами великих людей Германии .
Российский император Николай I , впечатлённый работами архитектора во время своего визита в Мюнхен , поручил Кленце составить проект музейного здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Общий вид здания характеризует стиль «баварского эллинизма», но отдельные интерьеры, также оформленные по проектам Кленце, именовали по-разному: «ренессансными», «неогрек» или «помпеянскими» .
По распоряжению императора Николая I Лео фон Кленце разрабатывал альтернативный проект внутреннего оформления Исаакиевского собора , возведённого в Санкт-Петербурге по проекту Огюста Монферрана . Когда в 1839 году, в связи с заказом на проектирование здания Нового Эрмитажа Лео фон Кленце посетил Петербург, император, вероятно сомневаясь в способностях Монферрана, предложил баварскому архитектору составить свой проект убранства Исаакиевского собора. Так возникла ещё мало изученная тема «Кленце и Монферран». Кленце раскритиковал проект Монферрана и, в частности, предложил росписи в технике энкаустики поручить немецкому живописцу П. фон Корнелиусу , устройство витража в алтарной части и даже конструктивные изменения в уже построенном соборе. Возникал конфликт. Монферран рассылал возмущённые письма, специально приехал в Мюнхен, встретился с Кленце. В результате был найден компромисс .
Колонна Конституции ( нем. Konstitutionssäule ) была сооружена по проекту Лео фон Кленце в 1821—1828 годах в память о десятилетнем юбилее дарования Баварии конституции королём Максимилианом Иосифом . Заказчиком сооружения был граф Франц Эрвайн фон Шёнборн ( нем. Graf Franz Erwein von Schönborn ), находившийся в дружеских отношениях с будущим королём Людвигом , который, еще кронпринцем , заложил первый камень в основание памятника. Памятник был освящён в присутствии короля.
Высота полой колонны составляет 32 метра. Колонна Конституции установлена на возвышенности в километре от нижнефранконского селения Гайбах ( нем. Gaibach , ныне в составе города Фолькаха в округе Китцинген ).
Мост на Канале Людвига представлял собой в начале XIX века шедевр гидротехнического строительства.
Длина моста составляет 90 м, ширина 14,5 и высота 17,4 м.
Этот мост служит одновременно и как акведук, предназначенный для перехода канала Людвига над рекой Шварцах . Канал был рассчитан на то, чтобы стать важной транспортной артерией Баварии . Барки по нему передвигались силой лошадей, идущих по обе стороны канала, для чего лоток имел по краям тротуары шириной 1,7 м для прохода людей и животных.
Сооружение было создано Лео фон Кленце, взявшего за основу проекта римские акведуки. Проект был утверждён королём Людвигом I в 1837 году и строительство закончилось в 1841 году. Однако в 1844 году мост был капитально реконструирован. В настоящее время движение по каналу прекращено за его нерентабельностью.