Имя, полученное при рождении — Йоханнес (он меняет его позже на Ханс, что в латинском написании вместе с фамилией образует 12 букв — намёк на
додекафонию
). Елинек вначале изучал музыкальную композицию на специальном семинаре у
Арнольда Шёнберга
, а также брал частные уроки у
Альбана Берга
, затем — с 1920 по 1922 год — учился в
Музыкальной академии
в Вене, где его преподавателем был
Франц Шмидт
(курс не окончил по финансовым причинам). В дальнейшем изучал композицию самостоятельно. Позднее Елинек работал как свободный композитор в Вене. Чтобы обеспечить себе проживание, выступал как пианист в барах и кинотеатрах, писал лёгкую музыку под псевдонимом
Ханс Элин
. Начиная с 1934 года (
Второй квартет
op. 13) применяет
додекафонную технику
, в которой пишет все свои последующие сочинения, снабжённые
опусом
. В написанном в 1956 году сочинении
Three Blue Sketches
op. 25 соединяет додекафонию и
джаз
. В 1958 году он начинает преподавать в
Высшей школе музыки
в Вене, с 1965 года — профессор. Среди его учеников композиторы
Пётр Котик
и
Франческо Вальдамбрини
.
Елинек написал 6 симфоний, 2 струнных квартета, фортепианные и камерные сочинения, а также оперетты, шлягеры и музыку для кинофильмов. В его додекафонных произведениях чувствуется влияние А. Шёнберга. Автор ряда теоретических трудов по музыкальному творчеству.
Избранные сочинения
музыкальные
13 kleine Lieder (13 маленьких песен)
для голоса и фортепиано op. 1 (1927)
Präludium, Passacaglia und Fuge
для камерного оркестра op. 4 (1922)