Октав Мирбо родился 16 февраля 1848, в семье врача. С 1859 по 1863 год Октав учился в
иезуитском коллеже
св. Франциска-Ксавьера в
Ванне
(департамент Морбиан). В автобиографическом романе
Себастьян Рок
(
фр.
Sébastien Roch
) романист рассказал о незаживающей душевной ране, причинённой ему в школьные годы. Во время франко-прусской войны 1870—1871 г. вступает в национальную гвардию. Завоевав известность как журналист, начинает писать статьи на литературные и политические темы. Мирбо был страстным полемистом, его перо было безжалостно и он всерьёз и надолго сближается с анархистами.
В 1886 году выходят сразу две его книги: сборник рассказов
Письма из моей хижины
и автобиографичный роман
Голгофа
(
фр.
Le Calvaire
). Вместе с
Э. Золя
он выступил в защиту
А. Дрейфуса
; он говорил речи на митингах (1898—1899). Через год после
Сада пыток
(Фр.
Le Jardin des supplices
) (1899), Мирбо публикует новый роман —
Дневник горничной
(Фр.
Le Journal d’une femme de chambre
) (1900). Из пьес Мирбо наибольшей известностью пользовалась драма
Власть денег
(Фр.
Les affaires sont les affaires
) (1903), отличающаяся социальным критицизмом и напряжённостью сценического действия.
Мирбо умер 16 февраля 1917 года в
Париже
, в разгар Первой мировой войны.
Ангажированный писатель
В своей критике буржуазного общества Мирбо является анархиствующим мелкобуржуазным интеллигентом, близким индивидуалистическим идеалам современного ему модернизма и декадентства. Испытал влияние
анархических идей
и эстетики
декадентства
. С середины
90-х гг.
Мирбо сблизился с демократической интеллигенцией.
В своих романах и драмах выступает как непримиримый противник современного цивилизованного общества, обезличивающего и извращающего человеческую индивидуальность.
По словам
Льва Толстого
, «Октав Мирбо — величайший из современных французских писателей, наилучшим образом выражающий дух Франции этого столетия»
.
Творчество
В родственных проектах
Lettres de ma chaumière
(
Письма из моей хижины
) (1885).
Le Calvaire
(
Голгофа
, рус. пер. 1908), Роман (1886).
L’Abbé Jules
, Роман (1888).
Аббат Жюль
, перев. С. А. Иванчиной-Писаревой. Гиз, М. — Л., 1926.
Sébastien Roch
, Роман (1890).
Себастьян Рок
, перев. В. Д. Сорокоумовского, предисл. П. С. Когана, изд. «Безбожник», М., 1929.
Les Mauvais bergers
, Драма в 5 д. (1897).
, перев Э. Г., Харьков, 1900.
Жан и Мадлена
, перев. М. В. Ватсон, П., 1918 ;
Дурные пастыри
, перев. В. Тучанской, изд. «Красная новь», М., 1923.
Le Jardin des supplices
(
Сад пыток
—
Сад мучений
), Роман (1899).
La 628-E8
(
Автомобиль 628-Е8
, 1907, два рус. пер., 1908, один под названием «Путешествие на автомобиле»), Роман (1907).
Le Foyer
(
Очаг
, рус. пер. 1908), комедия в 3 д (1908).
Dingo
(
Динго
), Роман (1913). перев. Е. Г. Шатуновской, изд. «Мысль», П., 1925.
Les Mémoires de mon ami
(
Памяти моего друга
), Роман (1919).
Un gentilhomme
, Роман (1920).
Contes cruels
(
Избранные рассказы
) (1990).
Lettres de l’Inde
(1991).
Combats esthétiques
(Искусство) (1993).
L’Amour de la femme vénale
(1894).
Œuvre romanesque
(15 романа) (2000—2001).
Correspondance générale
(I, 2003, II, 2005, III, 2009).
Combats littéraires
, Литература (2006).
Les Dialogues tristes
, Диалоги (2007).
Цитата
Если сорвать вуаль и раскрыть человеческую душу во всей её наготе, она испускает весьма едкий запах разложения.
Избранная библиография
Октав Мирбо.
Дедушка Николай / Пер. с фр.. — Приложение к газете "Приазовскій край", 33 (28 августа). — Типографія газеты "Приазовскій край", 1905. — С. 136.