Брёйер, Марсель
- 1 year ago
- 0
- 0
Поль Марсе́ль (настоящее имя — Леопо́льд Се́ндерович Иоселе́вич ; 24 февраля 1908 , Марсель — 1973 , Ленинград ) — советский композитор-песенник, дирижёр. Автор музыки песни «Девушка из Нагасаки» .
Леопольд Сендерович Иоселевич (Леопольд-Поль Русаков-Иоселевич) родился в 1908 году в Марселе в еврейской семье, в 1905 году после волны еврейских погромов эмигрировавшей из Ростова через несколько стран во Францию . Его отец, Сендер Иоселевич (1875—1934), сочувствовал анархистам и принимал участие в революционном движении под партийными псевдонимами Ананьев и Александр Иванович Русаков (последний впоследствии стал его официальным именем), был секретарём Союза русских моряков в Марселе. В 1918 году семья Иоселевич-Русаковых была интернирована в Дюнкерке из-за участия главы семейства в забастовке портовых рабочих и в следующем году вместе с также интернированным В. Л. Кибальчичем выслана в Россию. В Петрограде он вскоре открыл усовершенствованную прачечную, основал два детских дома, а после свёртывания НЭПа работал красильщиком на гардинно-тюлевой фабрике имени Конкордии Самойловой . Семья жила на улице Желябова , № 19/8.
С 1924 года П. А. Русаков писал музыку к песням и драматическим спектаклям под псевдонимом Поль Марсель. Первой постановкой стал спектакль студентов III курса Государственного института и техникума сценических искусств (мастерская С. Э. Радлова ) «Копилка» по пьесе Л. Лябина, с Борисом Чирковым и Николаем Черкасовым в главных ролях. В 1932 году Поль Русаков закончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано и композиции. В том же году, после двух арестов отца, был вынужден покинуть Ленинград, работал музыкальным руководителем Театра Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии в Хабаровске (1932—1934) . Оставшаяся в Ленинграде семья находилась в бедственном положении: отец, из-за своих личных и родственных связей с В. Л. Кибальчичем , был уволен с работы и лишён права на хлебные карточки и внутренний паспорт.
Автор музыки к ряду эстрадных шлягеров , в том числе песне «Дружба» («Веселья час и боль разлуки…») на стихи Андрея Шмульяна (1934, первая грамзапись — 1937), входившей в репертуар Вадима Козина и Клавдии Шульженко . На грамзаписях, изданных после ареста композитора, автором музыки указывался Вадим Сидоров (до 1938 года он и Борис Бокру-Крупышев указывались как аранжировщики варианта песни в исполнении Вадима Козина). Среди других песен Поля Марселя — романс на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая», романсы на стихи Александра Блока («Гармоника»), Бориса Тимофеева («Я ненавижу вас!») и Бориса Пастернака («До свидания»), музыка к стихотворениям Михаила Светлова «Гренада», Николая Агнивцева («Винтик шпунтик»), Бориса Тимофеева («Те, кто платят») и Веры Инбер (« Девушка из Нагасаки »), популярные танго «Блюстлинг», «Тайная любовь», «Танго-тампа», «Игра любви», «Танго» из кинофильма «Петер» (с Н. Бродским), «Танголита» из оперетты «Бал в Савойе» (с Н. Бродским), оратория «Стенька Разин» на слова Василия Каменского .
Арестован 2 июня 1937 года по обвинению в принадлежности к троцкистской организации . 20 ноября 1937 года осуждён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей , отбывал срок в Вятлаге , где работал в образцовом Музыкально-драматическом театре ВятЛАГа НКВД . В это же время по обвинению в троцкизме были арестованы его мать Ольга Григорьевна, брат Жозеф (три года ИТЛ), сёстры Эстер и Анита (по пять лет ИТЛ). Мать и сестра Эстер погибли в лагере .
Во время работы в лагерном театре осуществил ряд постановок, среди которых инсценировка в 6-ти картинах с апофеозом «Василий Тёркин» (1943), программа «Марица» (1943, после этой постановки приказом начальника лагеря был назначен дирижёром), «Запорожец за Дунаем» (20 августа 1944), «Цыганский барон» (29 октября 1944); был художественным руководителем постановки спектакля «Свадьба в Малиновке» (7 ноября 1944), «Где-то в Москве» В. Масса и М. Червинского (27 августа 1945), «Травиата» (ноябрь 1945).
«За высокие производственные показатели» освобождён за 11 месяцев до окончания срока в январе 1947 года. Работал дирижёром в цирках Воронежа (1947—1949) , Днепропетровска , Куйбышева , Иваново (1949—1956). После реабилитации в октябре 1956 года вернулся в Ленинград, где по ходатайству Дмитрия Шостаковича получил квартиру. Работал музыкальным руководителем и главным дирижёром Ленинградского цирка (1956—1963). В 1964—1970 годах — дирижёр ансамбля «Цирк на сцене» в Ленинграде .
Поль Марсель — автор музыки к песне на стихи Веры Инбер (« Девушка из Нагасаки »):
Он юнга, родина его — Марсель,
Он обожает ссоры, брань и драки,
Он курит трубку, пьёт крепчайший эль
И любит девушку из Нагасаки.
У ней такая маленькая грудь,
На ней татуированные знаки…
Но вот уходит юнга в дальний путь,
Расставшись с девушкой из Нагасаки…
Приехал он. Спешит, едва дыша,
И узнаёт, что господин во фраке
Однажды вечером, наевшись гашиша,
Зарезал девушку из Нагасаки.
Текст написан в конце 1910-х или в начале 1920-x годов, впервые опубликован в 1922 году.
Песня быстро стала популярной. Её, первоначально относящуюся к жанру «городского романса», впоследствии стали причислять к «блатному фольклору», наряду с такими песнями на тему морской романтики как «В Кейптаунском порту», «На корабле матросы ходят хмуро», «В нашу гавань заходили корабли». Во второй половине XX века стала исполняться Владимиром Высоцким и другими. Многие из них сами изменяли авторский текст; так, девушка из романса, татуированная японка из публичного дома, превращалась в ирландку с зелёными глазами, танцующую джигу, а юнга становился капитаном. Но музыка Поля Марселя остаётся неизменной.