Interested Article - Алексий (Палицын)
- 2020-02-07
- 1
Архиепископ Алексий (в миру Василий Михайлович Палицын ; 4 [16] августа 1881 , село Дубровка , Касимовский уезд , Рязанская губерния — 20 апреля 1952 , Куйбышев ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Куйбышевский и Сызранский .
Биография
Родился 4 (16) августа 1881 года в семье священника села Дубровки (ныне Касимовский район , Рязанская область ).
В 1903 году окончил Рязанскую Духовную семинарию , после чего учительствовал в образцовой школе.
Обучался в Харьковском ветеринарном институте.
В 1913 году поступил послушником в один из киевских монастырей. В 1914 году был пострижен в монашество и рукоположён во иеродиакона и иеромонаха . В 1922 году стал настоятелем Московского Донского монастыря , где проживал до своей кончины Патриарх Тихон . Был последним настоятелем монастыря перед его закрытием.
В донесении Патриарху Тихону президиума церковной общины при Донском монастыре (до 14 июля 1923 г.), поданному после освобождения Патриарха Тихона из заключения в 1923 году, сообщалось о своём строгом подчинении канонам св. Церкви за все время существования общины с 19 февраля 1919 г., под руководством настоятеля иеромонаха Алексия Палицына. Обновленцы не смогли склонить их к присоединению
1 февраля 1924 года назначен епископом Суздальским, временно управляющим Владимирской епархией , 4 февраля освобождён от назначения с оставлением наместником Донского монастыря.
В 1924—1926 годах — в ссылке в Нарымском крае .
28 марта 1926 года хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии , однако вскоре после хиротонии арестован и заключён в Соловецкий лагерь особого назначения , впоследствии жил в ссылке.
13 октября 1941 года, накануне эвакуации из Москвы, Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) возложил на него «на время отсутствия Патриархии из Москвы заведование церковными делами по г. Москве», с назначением почётным настоятелем церкви Даниловского кладбища Москвы с титулом архиепископа Волоколамского , викария Московской епархии .
В октябре 1941 — январе 1942 года являлся временно управляющим Московской епархией в период эвакуации Московской Патриархии в Ульяновск .
С 1942 года — архиепископ Куйбышевский (с 1944 года — Куйбышевский и Сызранский).
8 сентября 1943 года был участником Собора , на котором был избран в Патриархи митрополит Сергий (Страгородский) .
За свою патриотическую деятельность в дни Великой Отечественной войны награждён медалью «За оборону Москвы» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» .
В апреле 1944 году на архиепископа Алексия была возложена миссия присоединения к Церкви среднеазиатских обновленцев , под давлением властей пожелавших выйти из раскола. Ему предстояло принять покаяние от бывшего обновленческого духовенства, заново освятить обновленческие храмы, заложить основы нормальной епархиальной жизни и епархиального управления, сгладив при этом далеко не простые отношения между бывшими обновленцами и «непримиримыми тихоновцами». Напряжение между обеими церковными ориентациями накануне приезда архиепископа Алексия достигло своего апогея и принимало иногда смешные формы. Как писал местный уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, «представители и того и другого течения наняли для архиепископа квартиры, приглашая его друг перед другом; встречали его на вокзале каждая группа со своим автомобилем». Архиепископ Алексий действовал вполне самостоятельно, не считаясь ни с нажимом обновленцев, ни со стремлением священников Патриаршей Церкви окончательно тех дискредитировать. Прежде всего он принял публичное покаяние от лидера среднеазиатских обновленцев протоиерея Григория Брицкого , ставший временно исполняющим обязанности управляющего Средне-Азиатской обновленческой епархией после того, как архиепископ Сергий (Ларин) в декабре 1943 года уехал в Москву и присоединился к Московскому Патриархату . Другие обновленческие священники приносили покаяние келейно. На время, пока в Среднюю Азию не прибудет правящий архиерей, им был создан Благочиннический совет, на который были возложены обязанности по временному управлению епархией. В него вошли пять священников; двое из них были обновленцами, присоединившимися к Патриаршей Церкви (в том числе и отец Григорий Брицкий), а также здесь были представлены и священники Патриаршей Церкви, известные ранее своей активной антиобновленческой проповедью. Очевидно, чтобы создать хоть какой-то перевес старых «тихоновских кадров» над бывшими обновленцами, в совет был введен священник из Казахстана . Деятельность архиепископа Алексия (Палицына) полностью устроила местного уполномоченного, который писал: «Процедура приема „покаяния“ от бывших обновленцев была им проведена с большим тактом, поэтому переход обновленчества в Патриархию прошел почти безболезненно, без каких-либо эксцессов» .
В условиях, когда почти все духовенство Средне-Азиатской епархии вышло из обновленческой среды, архиепископ Алексий (Палицын) сделал ставку на представителей монашеского духа — архимандрита Гурия (Егорова) и его ученика иеромонаха Иоанна (Вендланда) .
В 1947 году занесён в список архиереев, не приславших поздравительных телеграмм к 30-летию Октябрьской революции .
Последние 2 года перед смертью тяжело болел.
Скончался 8 апреля 1952 года в Куйбышеве от кровоизлияния в мозг. Погребён 12 апреля 1952 года, в Лазареву субботу , в притворе Покровского кафедрального собора .
Примечания
- . Дата обращения: 5 июля 2017. Архивировано из 25 августа 2017 года.
- Галкин А. К. // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2 . — С. 76 . — ISSN . 11 ноября 2022 года.
- Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. — М. : Общество любителей церковной истории, 2016. — С. 511. — 736 с. — (Материалы по истории Церкви. Книга 54). — ISBN 978-5-9906510-7-4 .
- Беглов А. А. от 21 сентября 2020 на Wayback Machine // Альфа и Омега. 2004. — № 2 (40). — С. 205—214.
- ↑ Катаев А. М. от 28 июля 2013 на Wayback Machine // Приход. Православный экономический вестник. 2006. — № 5. — С. 71-80.
Литература
- Фомичев И., прот., Валовский С., прот. Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Алексий (Палицын): Некролог // Журнал Московской Патриархии . 1952. — № 5. — С. 11-13.
- Ермаков П. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 670-671. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. — Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. — С. 135.
- // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2013. — № 32 . — С. 79—84 .
- Дорофеев P. // Восток Свыше. 2015. — Выпуск XXXVII, № 2 (апрель-июнь). — C. 61-71;
- Дорофеев P. // Восток Свыше. 2015. — Выпуск XXXVII, № 3 (июль-сентябрь). — C. 28-37:
- Якунин В. // Наукові записки БІНДЦ імені архімандрита Василія (Проніна). Випуск 6. — 2019. — С. 723-744 .
Ссылки
- на сайте «Русское православие»
- 2020-02-07
- 1