Interested Article - Обманувшая весна 1956

«Обманувшая весна 1956 года» ( алб. Pranvera e rrejshme e 56-s ) — политический кризис власти в НР Албания весной 1956 года . Возникла в результате противоборства между ортодоксально- сталинистским руководством Албанской партии труда (АПТ) и группой сторонников Хрущёвской оттепели . Достигла кульминации на партконференции АПТ в Тиране 14—20 апреля. Завершились победой правящей группировки Энвера Ходжи , новой волной репрессий и ужесточением режима. В современной Албании считается выступлением против диктатуры.

Контекст

К началу 1956 года коммунисты находились у власти в Албании более десятилетия. Была установлена монополия власти Албанской партии труда (АПТ, до 1948 — Коммунистическая партия Албании) во главе с Энвером Ходжей , огосударствлена экономика, общество поставлено под тотальный контроль тайной полиции Сигурими . Вооружённое сопротивление националистов Балли Комбетар жёстко подавлено ещё в 1940-х годах, попытки эмигрантского Национального комитета «Свободная Албания» организовать восстание не дали результатов. Резня 1951 года уничтожила остатки подполья и потенциальные центры сопротивления . Албанская политика отличалась наиболее последовательным сталинизмом из всех восточноевропейских сателлитов СССР .

Первоначально Компартия Албании ориентировалась не только на СССР , но и на ФНРЮ . Однако советско-югославский раскол 1948 года привёл к разрыву Албании с Югославией. Иосип Броз Тито сделался главным врагом, титоизм («капиталистическое самоуправление») — главным жупелом политики Ходжи. В ходе партийной чистки были разгромлены албанские «титовцы», их лидер Кочи Дзодзе — бывший министр внутренних дел, начальник Сигурими, второе лицо государства — повешен по приговору суда.

Смерть Иосифа Сталина в 1953 году дестабилизировала весь Восточный блок . Руководство АПТ крайне настороженно отнеслось к переменам в советской политике. Особое недовольство вызвали такие действия, как начало реабилитации репрессированных и нормализация советско-югославских отношений.

Дестабилизация

25 февраля 1956 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв выступил на XX съезде с докладом О культе личности и его последствиях . Впервые от руководства КПСС прозвучало официальное осуждение политики Сталина. Другие правящие компартии были вынуждены принимать хотя бы символические меры соответствия.

На XX съезде присутствовала делегация АПТ во главе с первым секретарём ЦК Энвером Ходжей. Несмотря на испытанный шок, первоначально албанские власти воздержались от критики и провели все соответствующие ритуалы — выражение полной поддержки, митинги по итогам с выступлениями Ходжи, тематический пленум ЦК, собрания партактива на местах. Однако в закрытом отчёте советского посольства в Албании отмечалось:

На областных и районных активах, а также партсобраниях и партконференциях основное внимание было сосредоточено на хозяйственных вопросах, работе партии и госаппарата, а вопросам идеологической работы и борьбы с культом личности нужного значения не было придано… Не было должного освещения этих вопросов и в печати, хотя Агентство « Рейтер » и радио Белграда уже передали основное содержание доклада т. Хрущева на XX съезде о культе личности, в ГДР по этим вопросам выступил Вальтер Ульбрихт , а в Венгрии был реабилитирован Райк и его сторонники. В связи с этим вопросы о культе личности, о соблюдении в АПТ ленинских норм партийной жизни, о соблюдении законности и другие были поставлены перед лекторами ЦК АПТ, но они, не будучи в курсе этой проблемы, не могли, по существу, дать правильных ответов на поставленные вопросы.
В некоторой части партийного актива было такое мнение, что раз были ненормальности в этом отношении в других странах, то они, якобы, обязательно должны быть и в Албании. Более того, среди отдельных членов партии существовало такое мнение, что раз Энвер Ходжа пользуется большой популярностью в народе, раз его уважают, то это и есть культ личности. Не находя должного освещения этих проблем ни на партактивах, ни в лекциях, ни в печати, обсуждение их пошло в кулуарах, и враждебные элементы стремились дать им желаемое для них направление.
Несмотря на то, что в целом по стране партийные конференции прошли хорошо, на высоком организационном и политическом уровне, были случаи, когда конференции не оказывались на должной высоте, в частности в Тиране и Дурресе . По сообщению албанских товарищей, на партконференции в Дурресе была сделана попытка нанести удар партийному руководству района и защитить антипартийные элементы. Здесь же обнаружилась слабость партийной дисциплины .

Руководство АПТ попыталось спустить на тормозах обсуждение данной темы, ограничиться расплывчатыми и ни к чему не обязывающими заявлениями «в духе XX съезда». Энвер Ходжа высказался в том плане, что в «классовой борьбе недопустимо сектантство». Печатный орган АПТ газета Зери и популлит опубликовала статью Ходжи «Марксизм-ленинизм учит: историю творит народ», в которой говорилось о «развитии социалистической демократии» и что «критика культа личности в Албании началась в 1954 году» . Это оказалось достаточно для позитивного восприятия в Москве. Однако в партии сложилась группа, добивавшаяся конкретных реформаторских шагов.

Оппозиция

Лидером партийных реформаторов выступал Тук Якова — один из основателей Компартии Албании, бывший член политбюро ЦК и министр финансов НРА. Ещё в 1951 году он был выведен из партийного руководства за «потерю бдительности в классовой борьбе», а в 1955 фактически сослан в Берат и содержался под надзором Сигурими. Его поддерживали такие видные деятели и ветераны компартии, как бывший генеральный прокурор Бедри Спахиу , секретарь ЦК Лири Белишова , генералы Панайот Плаку и Дали Ндреу , руководитель женского движения Лири Гега .

Группа Яковы не ставила под сомнение принцип однопартийного правления . Но она выступала за коллегиальность партийного руководства, прекращение политических репрессий, ограничение роли Сигурими, снижение темпов индустриализации и коллективизации, отказ от «ложного социалистического соревнования», повышение социальных расходов и поддержки села за счёт инвестиций в тяжёлую промышленность, сокращение вооружённых сил и обучение демобилизованных военнослужащих рабочим профессиям . Многие из этих предложений так или иначе практиковались в Советском Союзе периода Хрущёвской оттепели .

«Партийная фронда» настаивала на возвращении к руководству Тука Яковы, Бедри Спахиу, Панди Кристо . Другим принципиальным требованием являлась реабилитация репрессированных «титовцев», прежде всего Кочи Дзодзе. Этот момент был категорически неприемлем для Ходжи. Он означал признание чистки 1948 года политическим террором и неминуемо вёл к разоблачениям, утрате власти и личному преследованию. В этом отношении Ходжа мог опереться на поддержку практически всего высшего эшелона АПТ. Вокруг него сплотились премьер-министр Мехмет Шеху , заместитель премьер-министра Хюсни Капо , министр внутренних дел Кадри Хазбиу , министр обороны Бекир Балуку , председатель президиума Народного собрания Хаджи Леши , первый секретарь столичного комитета АПТ Фикирете Шеху (жена премьера), кураторы идеологии и пропаганды Неджмие Ходжа (жена первого секретаря) и Рамиз Алия .

Оппозиционеры надеялись прежде всего на поддержку хрущёвского СССР. Но эти надежды не оправдались. Как явствует из того же посольского отчёта, советское руководство на тот момент однозначно ориентировалось на Ходжу и разделяло его оценки ситуации. Выступления оппонентов Ходжи характеризовались как «антипартийные».

Известное влияние оказала враждебная пропаганда и подспудная работа сторонников Кочи Дзодзе. Друзья также не исключают того, что некоторая работа в этом отношении была проведена и работниками югославской миссии в Тиране. Почти при каждом остром моменте вражеские элементы пытались вбить клин в единство партии. Так, например, в момент изменения взаимоотношений с Югославией выступили против линии партии Тук Якова и Бедри Спахиу, а теперь, после XX съезда КПСС, выступили другие антипартийные элементы .

Руководство КПСС опасалось не столько «пережитков культа личности», сколько подрыва партийной монополии — в том числе и в Албании. Таким образом, главный расчёт албанской внутрипартийной оппозиции являлся безосновательным.

На середину апреля 1956 года была назначена партийная конференция АПТ в Тиране. Генералы Плаку и Ндреу готовили выражение недоверия Ходже и Шеху. Однако эти планы стали известны министру Балуку. Он проинформировал супругу Ходжи, та — министра Хазбиу, который привёл в готовность силы Сигурими. Обе стороны подготовились к решающему столкновению. Однако оппозиционеры не планировали силового варианта. Они были уверены, что поддержка общества и большинства партии, а главное — руководства КПСС, обеспечивает им успех. Организационная подготовка велась бессистемно, соотношение сил оценивалось нереалистично.

Конференция

Партконференция (впоследствии получившая характеристику «трагического события») открылась 14 апреля 1956 года . В ней участвовали около 350 делегатов от примерно 200 парторганизаций. Председательствовал Бекир Балуку. Вступительное слово произнесла Фикирете Шеху, рассчитывавшая задать собранию консервативно-сталинистскую тональность. Однако значительная часть делегатов открыто поддержала реформаторские позиции. Возмущение вызывали произвол властей, репрессии, номенклатурные привилегии, бедность албанских трудящихся .

Почему ЦК АПТ не сделал никаких выводов в духе XX съезда КПСС, как сделали их коммунистические партии других стран?
Польская газета « Трибуна люду » напечатала комментарий с критикой культа личности Сталина. Почему он не опубликован в наших газетах?
Обсудило ли политбюро вопрос о культе личности применительно к нашей ситуации?
Как смотрятся в свете XX съезда действия, предпринятые против Тука Яковы и Бедри Спахиу?
В ЦК процветает семейственность, состоят многие мужья и жёны. Почему не ставится вопрос о недопустимости этого?
Почему растут оклады партийного начальства, которое не оправдывает себя?
Вопросы делегатов, поданные в президиум конференции

Наиболее активно полемику с президиумом вели директор партийной киностудии , сотрудник Радио Тираны , партийный функционер , генерал , полковник и ряд других. В советском посольском отчёте — выдержанном в пользу руководства АПТ — с тревогой констатировалось, что многие из них обучались в СССР.

Развернувшаяся бурная дискуссия ввергла в растерянность Фикирете Шеху. Она фактически расписалась в несостоятельности, заявив, что готова отвечать только на вопросы, непосредственно касающиеся парторганизации Тираны. Остальные переадресовывались Балуку, который давал понять, что дискуссия выходит за допустимые рамки. В частности, он заявил, что нападки на семейственность в ЦК являются «атакой на коммунизм и революцию» .

15 апреля на конференцию прибыл Энвер Ходжа. Партийная субординация пересилила фронду — делегаты приветствовали первого секретаря. К удивлению многих, Ходжа выступил с некоторой самокритикой и одобрил «смелую постановку вопросов». Возникло ложное представление о «единении партийных масс с руководством». Но когда ободренные делегаты стали выступать с полной откровенностью, Ходжа начал их жёстко одёргивать, а представители Сигурими — фиксировать «титовцев». Такой поворот деморализовал делегатов. Стало известно, что приказом Ходжи и Балуку в столице приведён в боеготовность танковый батальон .

16 апреля ситуация на форуме резко изменилась. Энвер Ходжа возглавил контратаку. Ему вторили Бекир Балуку, Кадри Хазбиу, Фикирете Шеху, Рамиз Алия. В зале явственно ощущалось присутствие агентов Сигурими. В следующие дни превратились в сеанс разоблачения «врагов, окопавшихся в партии». 20 апреля конференция закрылась подготовленной в президиуме резолюцией «о единстве».

Последствия

Несколько делегатов, проявившие особую активность в первый день и позволившие себе полемику с Ходжей были арестованы. Дали Ндреу, Лири Гега, Нести Зото, Вехип Деми вскоре расстреляны. Панайот Плаку бежал в Югославию и был убит агентами Сигурими. Тук Якова приговорён к двадцати годам и вскоре умер в тюрьме. Бедри Спахиу осуждён на 25 лет, Лири Белишова интернирована. Десятки делегатов отстранены от прежних должностей, исключены из партии, поставлены под надзор Сигурими. Партконференция в целом была объявлена «югославским заговором».

Судьбы тех, кто подавлял внутрипартийную оппозицию и расправлялся с её участниками, тоже оказалась незавидны. Бекир Балуку расстрелян в 1975 по обвинению в военном заговоре. Мехмет Шеху погиб при неясных обстоятельствах в 1981 и посмертно обвинён в заговоре и измене. Кадри Хазбиу и Фечор Шеху (племянник премьера) расстреляны в 1983 как участники «заговора Шеху». Фикирете Шеху в 1988 умерла в тюрьме. При этом все они, помимо прочего, обвинялись в причастности к «югославскому заговору» и «потворстве антипартийным элементам» на партконференции 1956 года .

Албания оказалось единственной страной Восточной Европы, руководство которой демонстративно отказалось следовать линии XX съезда КПСС. «Обманувшая весна» завершилась репрессиями и укреплением власти Энвера Ходжи. Дальнейшее развитие этой тенденции привело в 1961 году к разрыву с СССР и переориентации на маоистскую КНР. Политика АПТ сохраняла сталинистский характер до падения под ударами массовых протестов в начале 1990-х годов.

Второстепенным, но немаловажным последствием явилось укрепление позиций Рамиза Алии, который 29 лет спустя стал преемником Ходжи.

В современной Албании апрельская партконференция 1956 года считается актом борьбы коммунистических идеалистов против сталинистской диктатуры . Главным исследователем этих событий выступает профессор истории , которая ввела для их обозначения термин Pranvera e rrejshme Обманувшая весна .

См. также

Примечания

  1. 9 февраля 2013 года.
  2. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 27 августа 2016 года.
  3. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 27 сентября 2016 года.
  4. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 14 октября 2016 года.
  5. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 15 сентября 2016 года.
  6. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 24 сентября 2016 года.
  7. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 14 октября 2016 года.
  8. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 27 сентября 2016 года.
  9. . Дата обращения: 16 декабря 2016. 19 декабря 2016 года.
  10. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 17 октября 2018 года.
  11. . Дата обращения: 25 сентября 2016. 19 февраля 2020 года.
  12. Дата обращения: 25 сентября 2016. 27 сентября 2016 года.
  13. . Дата обращения: 25 сентября 2016. Архивировано из 21 ноября 2017 года.
Источник —

Same as Обманувшая весна 1956