Павильон № 5 «Физика» на ВДНХ
- 1 year ago
- 0
- 0
Павильон № 70 «Москва» (также «Монреальский») — один из павильонов ВДНХ . Создавался для Экспо-67 в Монреале , пересобран в Москве к 1975 году .
Советские архитекторы рассчитывали, что «Экспо-67» пройдёт в Москве, и в начале 1960-х предлагали приурочить к выставке и к 50-летию Октября радикальные проекты реконструкции города. Главный архитектор Москвы Михаил Посохин предлагал подвесить над искусственным озером сферический павильон размером с Главное здание МГУ . Однако уход Никиты Хрущёва привёл к отказу СССР от проведения выставки .
Расположенный на ВДНХ павильон № 70 был спроектирован как выставочный павильон СССР для международной выставки Экспо-67 в канадском Монреале . Создавали здание архитекторы Моспроекта-2 Михаил Посохин , Ашот Мндоянц , Борис Тхор . В работе принимали участие также инженер А. Кондратьев и главный художник Рудольф Кликс , которому ассистировали художники В. Макаревич, А. Шитикова, В. Дубанов, И. Языков, А. Немлихер, О. Ломако, А. Побединский, также при участии В. Воропаева и Ю. Шалаева .
Ещё до открытия выставки организаторы Экспо опубликовали рекламный лист со словами: «Посмотрите, что строят русские всего в 40 милях от США. Как американец, вы должны увидеть это!». В результате советский павильон стал на той выставке одним из самых крупных и популярных — его посетили 12 млн человек, на 3 миллиона больше, чем соперничавший с ним Ричарда Бакминстера Фуллера . Почти всё для строительства — алюминий, стекло, дерево, эскалаторы — было привезено из СССР. Общие затраты советской стороны на участие в Экспо канадская пресса оценивала в 15-20 млн долларов .
работыТри этажа павильона вмещали 10 тысяч экспонатов. Нижний этаж был посвящён океану, средний — земле, а верхний отдали теме космоса. При входе экспозицию открывала карта электрификации СССР и интерактивный макет Красноярской ГЭС . Позади макета нависал барельеф В. И. Ленина работы скульптора Юрия Нероды . Среди других макетов зрители могли увидеть доменную печь Новолипецкого металлургического завода , первую атомную станцию , термоядерную установку « Токамак » и протонный ускоритель Института физики высоких энергий . На втором этаже располагались ремесленники — резчики из села Богородское и кружевницы из Вологды , которые работали на глазах посетителей выставки. На третьем этаже была размещена имитировавшая ощущение путешествия в космос конструкция под названием «Чечевица», вмещавшая 80 качающихся кресел и диораму с изображением полёта. Рядом размещались диорамы «Пейзаж планеты Венера» и «Панорама Луны», а также множество макетов космических кораблей, спутников и самолётов. В цокольном этаже находились макеты судов, макет морского нефтяного промысла и макет осетрового завода с живыми рыбами .
После окончания Экспо-67 было решено павильон СССР восстановить в Москве на территории ВДНХ у северного входа. Монтаж и демонтаж в Монреале выполняла итальянская компания Feal. Поскольку павильон не проектировался как сборно-разборный, ушло почти десять лет на то, чтобы воссоздать его в Москве. Каркас смонтировали к 1973 году, остекление только к 1975-му, бюджет строительства превысил общие затраты на строительство в Канаде. На ВДНХ здание отвели под временные выставки и дали соответствующее название — «Павильон межотраслевых выставок» .
В начале 1990-х павильон переименовали в «Москву». Внутренние пространства отдали под торговлю десяткам мелких фирм и магазинов. За одеждой сюда приезжали со всей Москвы . В 2000-е «Москва» была малопопулярна: самыми частыми мероприятиями здесь стали выставки кошек. В 2009 году префект СВАО Ирина Рабер объявила о планах города разобрать павильон и отдать пространство под строительство нового выставочного комплекса . Глава характеризовала ситуацию с планируемым сносом как «вопиющую и недопустимую», отмечая, что «Михаил Посохин является одним из важнейших зодчих XX века» .
В 2016 году были подведены итоги конкурса на разработку концепции нового комплекса «Экспо» на ВДНХ. Территорией рядом с павильоном займётся одно из шести архитектурных бюро-победителей — Ginzburg Architects. Рядом с сохранённым Монреальским павильоном планируется возвести новое здание, объединяющее в один комплекс гостиницу и выставочный павильон .
Экспо-67
|
Прототипом павильона, созданного под руководством Посохина, стал нереализованный проект Константина Мельникова для , в которой Советский Союз не участвовал:
Посохин не раз пользовался моей казной, но особенно отличился изуродовав блестящую идею моего проекта павильона СССР для Нью-Йорка, построив в Монреале павильон СССР киоском кондитерских изделий Константин Мельников. Архитектура моей жизни . М. 1985
В то же время эскизы Мельникова, сохранившиеся в собрании музея архитектуры им. Щусева , указывают на то, что архитектор успел только найти идею, но не конкретное решение. Так, в пояснении к проекту он среди прочего писал, что «разительно открытый воздушный угол потребует борьбы с непогодой, и в разное время года появятся различного рода конструкции, защищающие экспонаты с росписью космоса». В противовес идее Мельникова монреальский павильон Посохина был реализован как полностью закрытая конструкция .
Монреальский павильон стал вторым модернистским советским павильоном на Экспо. Но в отличие от стеклянного здания-призмы, представленного на « Экспо-58 » в Брюсселе , в новом здании удалось совместить лаконичность с высокой выразительностью . Сам Посохин в мемуарах вспоминал, что «не зная облика других павильонов, мы решили в архитектуре своего павильона выразить динамику, стремление вперед, полет» .
Нависающий над входом объём крыши-трамплина держится на четырёх мощных стальных опорах, расположенных под углом к земле и образующих две буквы У. Стеклянная стена заметно наклонена вперёд, придавая зданию дополнительную динамику. В ночное время интерьеры освещались и становились абсолютно проницаемыми. С улицы просматривался нанесённый на потолок крыши узор реактивного самолёта, выложенный из алюминиевых пластин — отсылка к основной теме советской экспозиции на Экспо-67, которой был показ космических достижений и презентация сверхзвукового самолёта Ту-144 .
Перед зданием была установлена композиция «Серп и молот» скульптора Николая Брацуна . 11-метровая скульптура не вернулась в Москву .
Посетители поднимались ко входу в павильон по эскалаторам. Внутреннее пространство павильона было разделено на три уровня, соединённых между собой эскалаторами. Они позволяли посетителям перемещаться по экспозиции нелинейно. В Москве входные эскалаторы были заменены массивной лестницей, ведущей на второй этаж. Само здание выросло на три этажа, потеряв часть своей оригинальной лёгкости .
Павильон «Москва» в декабре 2014 года
|