Interested Article - Сякюсн-Сюме
- 2020-03-18
- 1
Сякюсн-сюме ( калм. Сәкүсн-сүм ) — буддийский храм в Республике Калмыкия . Хурул расположен в шести километрах от столицы Калмыкии, недалеко от поселка Аршан.
Официальное же название этого культового сооружения — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по-тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе — «Святая обитель просвещенных монахов». Это название даровал Его Святейшество Далай-лама XIV заранее, ещё до строительства храма, в 1992 году.
История
Место строительства к югу от города было выбрано неслучайно. Вопрос о строительстве калмыцкого хурула в Элисте был поставлен в феврале 1989 года на собрании Хурульного Совета. Тогда же было предложено несколько мест под строительство хурула в черте города Элисты и за её пределами. Хурул должен был стать, прежде всего, центром духовного образования, а для этого требовалась достаточно большая площадь для строительства учебных корпусов, так что одним из определяющих факторов для выбора земли (участка) под строительство хурула было наличие большой свободной площади. В результате было принято решение о строительстве храма за пределами городской черты близ посёлка Аршан .
Место строительства было освящено Его Святейшеством Далай-ламой XIV во время второго визита в Калмыкию в сентябре 1992 года . Строительство храма продолжалось 4 года и велось на пожертвования жителей республики и личные средства первого Президента Калмыкии К. Н. Илюмжинова . Само здание было возведено за 1 год .
Хурул был торжественно открыт 5 октября 1996 года . До постройки в 2005 году хурула Золотая обитель Будды Шакьямуни являлся крупнейшим буддийским храмом республики.
Церемония освящения хурула — «раднэ» была совершена Его Святейшеством Далай-ламой XIV во время третьего визита в Калмыкию 1 декабря 2004 году . Совершение именно церемонии «раднэ» означает, что хурул становится настоящей обителью божеств .
Внешний вид
Хурул построен по проекту архитектора В. Гиляндикова. Облик храма исполнен в тибетском стиле и дополнен скульптурами В. Васькиным и П. Усунцыновым, живописью А. Поваева, Г. Нуровой, Д. Васькиной, Е. Манжеевой, резьбой по дереву и культовой символикой Н. Галушкина и В. Куберлинова . Высота храма составляет 20 м, длина — 24 м, ширина — 19 м. Нижняя часть выполнена в стиле типичном для тибетских монастырей, верхняя часть выполнена в традиционном стиле восточной двухъярусной пагоды. Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры — Колеса Учения. По бокам две лани , слушательницы первой проповеди Будды .
У входа в храм расположены молитвенные барабаны — калм. кюрдэ , которые вращают по часовой стрелке при входе и выходе. На территории храмового комплекса «Геден Шеддуб Чойкорлинг», помимо сюме, имеется домик для лам , находится 3 субургана .
Интерьер
На первом этаже расположены: вестибюль с тремя входными дверями (над входом обязательный атрибут — лани, на дверях — защитники сторон света локапалы ), большой молельный зал, алтарь, в центре алтаря — большая статуя Будды Шакьямуни (высотой — 3,5 м, автор — скульптор В. Васькин), покрытая сусальным золотом. Будда сидит в позе « падмасаны » и держит в левой руке чашу — , правая рука опущена в традиционном жесте . Волосы, поднятые на темени в пучок « ушниша », удлиненные мочки ушей и третий глаз «урна» (в виде большого драгоценного камня) — черты облика Просветленного. В центре висит знамя Геолцин — символ победы Будды Шакьямуни над пятью чувствами.
Роспись стен выполнена в соответствии с традиционными буддийскими канонами храмовой живописи. Слева и справа от статуи Будды находятся панно с изображениями божеств: слева — божества, дарующие долголетие, — красный Амитаюс , Белая Тара и ; справа — четырёхрукий Авалокитешвара , бодхисаттва сострадания, Ваджрапани , хранитель веры, покровитель монгольских народов, и Манджушри , бодхисаттва мудрости. В молельной части в центре изображен Цонкапа с двумя учениками — Гьялцабом и Кедрупом . У него в руках цветы лотоса , на которых лежат атрибуты Манджушри . Наверху — Майтрея — грядущий Будда. Внизу, справа — монах с опахалами и другими атрибутами веры. Фигуры соединены между собой бело-розовыми облаками. В глубине алтарной части храма находятся статуи главных божеств буддийского пантеона, Тар — милосердных помощниц бодхисаттвы Авалокитешвары , фигуры хранителей веры .
На втором этаже расположены библиотека, комнаты для медитации , залы для индивидуального приема.
Примечания
- . Дата обращения: 10 февраля 2012. 18 марта 2013 года.
- . Дата обращения: 10 февраля 2012. 17 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 10 февраля 2012. Архивировано из 11 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 10 февраля 2012. 17 мая 2012 года.
- . Дата обращения: 10 февраля 2012. 26 мая 2012 года.
- ↑ . Дата обращения: 10 февраля 2012. 4 марта 2016 года.
Ссылки
- 2020-03-18
- 1