Interested Article - Школьный вальс (фильм)

« Школьный вальс » — художественный фильм режиссёра Павла Любимова , вышедший на экраны в 1978 году, мелодрама. Съёмки фильма проходили в Москве в 1977 году.

Сюжет

Десятиклассники Гоша Кораблёв и Зося Кнушевицкая любят друг друга. До последнего звонка несколько дней. Юноша собирается поступить в геологоразведочный институт , чтобы стать вулканологом. Кажется, что после окончания школы они поженятся. Но по пятам за Гошей ходит безответно влюблённая в него Дина, влиятельные родители которой готовы обеспечить успешную жизнь не только своей дочери, но и будущему зятю. И когда во время выпускных экзаменов Гоша узнаёт, что Зося беременна, он в тот же день отправляется обедать к Дине. Школьный вальс он танцует уже с Диной.

Мать Зоси везёт дочь в больницу, откуда та сбегает, не желая избавляться от ребёнка. Зося уходит от родителей и устраивается работать на стройку. Вскоре она узнаёт, что родители разошлись — они давно разлюбили друг друга, но только уход из дома дочери развёл их окончательно. У Зоси появляются новые друзья. Гоша женится на Дине, но их семейная жизнь не складывается с самого начала. Гоша пьёт, и молодые люди, не прожив вместе и года, окончательно расходятся (развод). А у Зоси в конце зимы рождается сын Василий.

На вечере встречи выпускников в школе встречаются старые друзья, в том числе Дина, Зося и Гоша. Вместе бывшие школьники смотрят кинохронику, в которой когда-то весело снимали себя сами — «для истории». Зося выходит из зала, а следом и Гоша. Их разговор происходит на пустой школьной лестнице. Они всё ещё любят друг друга, но Гоша ничего не знает про ребёнка. Он бросил институт и хочет знать, что ему теперь делать. Узнав о сыне Василии, он просит у неё разрешения увидеть его. Зося уходит, оставив без ответа любовь несостоявшегося вулканолога. За её спиной, сияя огнями всех окон, удаляется школа.

В ролях

В фильме также снимались студенты ГИТИСа (мастерская Владимира Андреева ).

«В роли» школы (только снаружи) — московская школа № 122 в Малом Палашёвском переулке.

Съёмочная группа

Оценки фильма

Фильм вызвал большой резонанс и вызвал «бурю мнений» . Несмотря на «многие возражения и сомнения», фильм в целом «получил поддержку в кинокритике» .

В рецензиях отмечалось, что в фильме «своеобразно поднимается большая и серьёзная тема — интимной жизни, любви и брака совсем молодых людей» .

В фильме много метких бытовых зарисовок, точных психологических наблюдений... Естественны и убедительны почти все актёры, среди которых немало начинающих и даже дебютантов. Выразителен дуэт Е. Цыплаковой (Зося) и Е. Симоновой (Дина). Рассказанная в фильме история вызывает и сочувствие, и симпатию, и грусть, и радость .

Вместе с тем кинокритик Е. Громов не поощрил финал фильма, в котором, по его мнению, «не сводятся воедино сюжетно-концепционные линии картины»: «Минорный уход Зоси психологически не мотивирован, он не вытекает из её прежних слов и поступков, из её мировосприятия и снисходительно-прощающего отношения к любимому человеку» . Он также упрекал авторов в чрезмерном любовании главной героиней Зосей и некритичной оценкой поступков других героев, особенно «школьного сердцееда» и эгоиста Гоши .

Через десять лет после выхода фильма на экран кинокритик Т. Кукаркина приводила сведения о том, что после согласия Госкино на съёмки фильма «сценарий Анны Родионовой был искажён в результате вмешательства студийных инстанций, стремившихся во что бы то ни стало смягчить коллизии, приукрасить обстоятельства, облегчить судьбу героини — старшеклассницы, родившей ребёнка» . Это не позволило авторам реализовать свой первоначальный замысел и создать «значительный, по-настоящему проблемный фильм» .

Киновед И. Гращенкова указала, что в фильме «любовь семнадцатилетних — и предмет исследования, и та нравственная ценность, которой проверяется их духовный мир». «Несомненно, в этом фильме наследуется бескомпромиссная смелость, презрение к ханжеству, впервые заявленные в фильме „ А если это любовь? “» — писала она . При этом оба фильма существенно отличаются.

В «Школьном вальсе» (сценарий А. Родионовой, режиссер П. Любимов) школа — лишь фон драматических событий, не более, и в этом моделируется ситуация отчуждения её как социального института от духовной, интимной жизни её учеников, позиция её невмешательства в процесс воспитания чувств .

Киновед Кирилл Разлогов напоминал, что в фильме « А если это любовь? » Ю. Райзмана интимная близость школьников воспринималась как трагедия, ведущая к самоубийству, а «спустя не так много лет в фильме „Школьный вальс“ героиня Елены Цыплаковой с поднятой головой выходит из аналогичного опыта и оказывается сильнее своего партнёра и обстоятельств, отчасти повторяя траекторию героини фильма А. Роома „Третья Мещанская“ » .

Педагог и киновед А. В. Фёдоров писал, что «Школьный вальс» вызвал бурю споров в момент своего появления и «опрокидывал все былые представления о „школьном фильме“» . В нём «впервые в нашем кино авторы решились показать, что в школе возможна не только платоническая любовь» и «впервые была показана сюжетная ситуация с беременностью старшеклассницы» .

Он и его соавторы отмечали, что роль Зоси для Е. Цыплаковой «была естественным продолжением прежних ролей семиклассницы („ Не болит голова у дятла “) и девятиклассницы („ Ключ без права передачи “)», «Е. Симонова смогла сыграть первую, но всепоглощающую, готовую даже на унижение любовь искренне и достоверно», «Гоша был сыгран менее убедительно» .

В целом «Школьный вальс» снят вполне достоверно. Приглушённые разговоры, мягкие цветовые тона, обычные интерьеры (не все же живут в квартирах-дворцах), отсутствие монтажных и оптических эффектов...

Кинокритик С. В. Кудрявцев указал, что каждую выпущенную в прокат копию фильма посмотрели более 61 тысячи зрителей (четвёртый результат за всю историю советского кино) . При благоприятном отношении киноначальства к фильму он мог стать таким же кинохитом, как более поздний фильм « Маленькая Вера »: «„Маленькая Зося“ Елены Цыплаковой из „Школьного вальса“, которая полюбила одноклассника и решила родить ребёнка даже после того, как возлюбленный предал, узнав о её беременности, — ещё не такая вызывающая и бескомпромиссная натура, как героиня Натальи Негоды , но уже не желающая быть просто жертвой сплетен и горестных историй на тему „Маруся отравилась“» .

Примечания

  1. , с. 32.
  2. , с. 18.
  3. , с. 42.
  4. , с. 38.
  5. , с. 41.
  6. , с. 41—42.
  7. , с. 197—198.
  8. , с. 198.
  9. , с. 96.
  10. , с. 346.
  11. , с. 12.
  12. , с. 13.
  13. , с. 73.
  14. , с. 170.
  15. , с. 170—171.
  16. от 18 апреля 2021 на Wayback Machine рецензия на сайте kinanet.livejournal.com.
  17. , с. 204.

Литература

  • Громов Е. Школьный киновальс // Экран 1976—1977 / Сост. Ю. Тюрин, Г. Долматовская. — М. : Искусство, 1978. — С. 31—38. — 288 с.
  • Громов Е. Школьный киновальс // Искусство кино. — 1981. — № 4 . — С. 34—46 .
  • Размышления в пути // Искусство кино. — 1982. — № 11 . — С. 6—28 .
  • Парамонова К. Реализм — школа воспитания // Искусство кино. — 1982. — № 11 . — С. 28—40 .
  • Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса. — М. : Высшая школа, 1986. — С. 96. — 223 с.
  • Кукаркина Т. Экран и воспитание личности (фильмы для подростков и юношества в кинопроцессе 80-х годов) // На повороте времени. — М. : Искусство, 1988. — С. 189—213. — 246 с.
  • Фёдоров А.В. Трудно быть молодым: кино и школа. — М. : Киноцентр, 1989. — С. 12—13. — 66 с.
  • Фёдоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Направления, цели, задачи, авторские концепции аудиовизуальных медийных трактовок темы школы и вуза в советском кино эпохи «застоя» (1969-1985) // Медиаобразование. — 2017. — № 3 . — С. 160—184 .
  • Кудрявцев С.В. Своё кино. — М. : Дубль-Д, 1998. — С. 204. — 492 с.
  • Разлогов К.Э. Планета кино. — М. : ЭКСМО, 2015. — С. 346. — 408 с.
  • Фёдоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. и др. Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа. — М. : Изд-во МОО «Информация для всех», 2018. — С. 73. — 224 с.

Ссылки

  • [www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/8007/annot/ Фильм на сайте КиноТеатр. Ру]
Источник —

Same as Школьный вальс (фильм)